05.01.2024

Организация физкультурных занятий с детьми ОВЗ дошкольного возраста с диагнозом общее недоразвитие речи с использованием здоровьесберегающих технологий., инструктор по физической культуре. Особенности физического воспитания дошкольников с онр Физкультурно


В современной России обоснованную тревогу государственных и общественных деятелей, педагогов, психологов, медиков вызывает ухудшение состояния здоровья подрастающего поколения. На сегодняшний день это стало едва ли не наиболее актуальной проблемой дошкольного и школьного образования. В ее решении активное участие призваны принимать педагоги по физической культуре и спорту - в силу потенциальных возможностей эффективного оздоровления личности посредством занятий физическими упражнениями .

При оценке состояния здоровья детей первоочередное внимание обращают на его физические параметры: функционирование мышечного аппарата, проявление двигательных качеств и т.д. Эти и другие составляющие здоровья совершенствуются посредством применения физических упражнений, организации оптимального двигательного режима детей, в целом обеспечения их здорового образа жизни.

Важнейшим показателем развития ребенка является его интеллектуальная деятельность, развитие которой связано с формированием способностей здраво, логично рассуждать, решать умственные задачи. Орудием мышления является речь, как средство оформления и выражения мысли. В данном контексте психологи и педагоги подчеркивают значение правильного развития речи у детей для эффективного формирования их интеллектуальных способностей .

По данным Научного центра здоровья детей российской академии медицинских наук, на возрастном отрезке от семи до семнадцати лет, совпадающим с периодом систематического образования, происходит значительное ухудшение физического и умственного состояния детей. Так, среди дошкольников и младших школьников можно признать здоровыми не более 20% детей; 34% имеют различные функциональные нарушения здоровья, а 46% - различные хронические патологии. В среднем и старшем школьном возрасте ситуация обостряется: здоровыми признаются не более 2-2,5% обучающихся; около 28,5% школьников отнесены ко II группе здоровья (функциональные нарушения); до 69% детей имеют хронические заболевания и отнесены к III-IV группам здоровья. Как результат -большинство обучающихся не соответствуют нормативам физического развития, не выполняют нормы физической подготовленности, не в состоянии качественно осваивать образовательные программы. Следовательно, важнейшей задачей дошкольной педагогики является создание условий для здоровьесбережения воспитанников, для их полноценной физической, психической, социальной подготовки к дальнейшему обучению в общеобразовательной школе.

Одной из лежащих в данной плоскости проблем является рост количества детей, имеющих отклонения в речевом развитии, о чем свидетельствуют данные Министерства здравоохранения Российской Федерации и Всемирной организации здравоохранения. В частности, в раннем возрасте речевые дефекты разной степени тяжести обнаруживаются у более чем 30% детей. Среди первоклассников процент обучающихся с нарушениями речи составляет 20%-30%. Это дети и с общим недоразвитием речи (ОНР), и с задержкой психического развития (ЗПР), и с различными формами Нерезко выраженных общих нарушений речи (НВ ОНР): дизартрией, заиканием, нарушением голоса и пр. Указанные и иные нарушения речевого развития детей могут устранены в период дошкольного детства при условии целенаправленной и систематической работы специалистов дошкольных образовательных учреждений.

В настоящее время во многих дошкольных учреждениях общеразвивающего вида организованы логопедические пункты. Однако это имеет как положительную (больший охват детей с нарушениями речи), так и отрицательную стороны (детям с тяжелыми нарушениями речи очень трудно оказать полноценную помощь в таких пунктах). А в связи с тенденцией к ухудшению речи детей в дошкольном возрасте, с нехваткой мест в логопедических садах, в дошкольные учреждения общеразвивающего вида стали попадать дети с более сложными речевыми дефектами, преодоление которых затруднено в условиях логопедического пункта. Это потребовало перестройки работы, существующей в детских дошкольных образовательных организациях, с тем, чтобы создать условия для продуктивной работы специалистов по коррекции дефектов речи у дошкольников.

Теория физической культуры и спорта свидетельствует, а практика подтверждает, что дети, посещающие различные спортивные секции, занимающиеся физической культурой физически более развиты, меньше болеют, быстрее усваивают образовательную программу по сравнению со сверстниками, не занимающимися физической культурой и спортом. Систематические занятия физическими упражнениями специальной направленности положительно влияют на состояние здоровья, в том числе, способствуют и преодолению у детей различных речевых патологий. Это связано с тем, что в коре головного мозга речевая область расположена рядом с двигательной. Поэтому работа по формированию и совершенствованию произвольной моторики может рассматриваться как необходимая составная часть комплексной системы коррекционно-педагогического воздействия. Чем больше уделяется внимание этому вопросу, тем эффективней и быстрее достигается положительный результат. Заметим, что логоритмика способствует развитию речи и когнитивных процессов у детей дошкольного возраста, что выражается в исправлении дефектов речи, увеличении словарного запаса дошкольников, а также в улучшении внимания и памяти . Наибольший эффект возможен при интегрированном подходе, когда в коррекционной работе участвуют все основные группы специалистов детского сада, а также родители воспитанников.

Вышеуказанные соображения послужили основой для планирования и проведения педагогического эксперимента, направленного на организацию комплексной медико-психолого-педагогической деятельности по коррекции общего недоразвития речи у дошкольников. В качестве основного комплексного средства были определены физические упражнения и системы физического воспитания специального - логопедического - назначения, предназначенные для детей дошкольного возраста.

На первом в учебном году методическом собрании детского сада были утверждены поставленные ключевые задачи, определены ориентировочные направления работы. Далее было проведено обследование уровня развития речи и уровня физического развития и физической подготовленности детей старших групп детского сада (5 лет). Серьезных патологий в развитии речи у детей медицинскими работниками выявлено не было. Однако инструктор по физической культуре отметил, что практически у всех детей недостаточно развита координация движений рук и ног, отсутствует четкость выполнения движений, слабо сформированы умения выполнять словесные инструкции из двух - трех действий. Системное изучение двигательной сферы детей с отклонениями в речевом развитии показало, что у большинства из них несовершенство движений наблюдается во всех компонентах моторики: в общей (крупной), в лицевой и артикуляционной, в тонких движениях кистей и пальцев рук, а также трудности в регуляции и контроле произвольных движений.

По результатам обследования была сформирована экспериментальная группа, состоящая из 24 детей, и разделенная на две подгруппы: в первую (I) подгруппу вошли физически более развитые воспитанники (10 человек), во вторую (II) - дети с более низким уровнем физического развития (14 человек). Далее был составлен перспективный план работы подгрупп с учетом физического, речевого и умственного развития детей.

Специалисты, участвующие в эксперименте, проанализировали связь двигательной сферы с речью и изменили цели каждого занятия, акцентируя внимание на коррекции / устранении речевых нарушений у детей дошкольного возраста. В качестве основного средства воздействий были выбраны игры и упражнения, направленные на развитие произвольной моторики (общей, мелкой моторики пальцев рук, мимической и артикуляционной). Исходя из цели работы, были сформулированы общие задачи коррекционно-педагогической деятельности:

Логопед: устранение речевых нарушений,

Музыкальный руководитель: развитие дыхания и голоса,

Воспитатели и логопед: выработка умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности,

Инструктор по физической культуре: совершенствованию двигательной сферы,

Психолог: активизации всех психических процессов (внимания, памяти: слуховой, зрительной, двигательной, словесно-логической).

В соответствии с идеей комплексности работы в начале учебного года с родителями воспитанников экспериментальной группы было проведено собрание, на котором присутствовали все специалисты. Логопед познакомила с целями и задачами работы специалистов в группе, обратила внимание на проведение занятий, которые носят как общую оздоровительную направленность, так направленность на коррекцию речевых и двигательных нарушений. Родители одобрили начинание; родительский комитет разработал рекомендации для родителей в области участия в эксперименте. В частности, родителям было рекомендовано:

Проводить подвижные игры с детьми (суббота, воскресенье);

Выполнять дома с детьми каждое задание, полученное от логопеда;

По возможности присутствовать на открытых занятиях в детском саду;

Фиксировать появление положительных тенденций в двигательной и речевой сфере детей;

Поддерживать контакт с логопедом, инструктором по физической культуре, воспитателем и психологом.

В перспективном плане для I подгруппы была предусмотрена обязательная связь речевых и двигательных упражнений, игр, логоритмики и маршировок. Во II подгруппе работа была ориентирована на дальнейшее совершенствование двигательных и речевых функций.

В календарный план были внесены конкретные изменения, связанные с построением и содержанием занятий. Логопед, работая в подгруппе I, тесно связывал коррекцию речи и развитие двигательных функций детей. С этой целью в каждое занятие включили физминутки, двигательные паузы для отдыха, которые соединялись с речевым материалом.

Содержание деятельности инструктора по физической культуре исходило из того, что сочетание речи и движения является важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков у детей. Опыт доказывает, что необходимо учить ребёнка основным видам движений: различным видам ходьбы, бега, упражнениям с заданиями на все виды мышц в сочетании с речью. Речевой материал эффективнее использовать в стихотворных формах, так как ритм речи помогает сохранить ритмичность движения. Двигательные упражнения в сочетании с речью ребёнка координируют движения определенных мышечных групп (рук, ног, головы, корпуса) во время артикулирования.

В контексте экспериментальной работы в начале учебного года учитель-логопед ознакомил инструктора по физической культуре с диагнозами детей (их речевой характеристикой). После выявления уровня психоречевого развития детей, были совместно определены цели, задачи формирования речедвигательных навыков, составлен план коррекционной работы. Целью проведения такой работы инструктором по физической культуре стало: развитие общей и мелкой моторики, пространственной ориентации, физиологического и речевого дыхания, координации речи с движением; развитие речи у детей.

Материал для произношения и комплексы упражнений для проговаривания текстов в процессе занятий по физической культуре подбирались в соответствии с речевыми нарушениями дошкольников, с учетом их возраста и этапов логопедического воздействия. Был, преимущественно, использован речевой материал из пособия Е.Н. Вареник с соавт. «Физическое и речевое развитие дошкольников» , а также рифмовки собственного сочинения. Дети, научившись управлять отдельными движениями, получают уверенность в своих силах, и эта уверенность способствует успеху работы по развитию общей и артикуляционной моторики. Стихотворные тексты нормализуют темп речи детей, что сказывается на формировании слоговой структуры слова. Дети вслушиваются в звуки, слова, контролируя собственную речь. Во время такой физкультурной деятельности укрепляется артикуляционный аппарат ребёнка, развивается фонематический слух.

В свою очередь, в коррекционной работе логопеда присутствовал двигательный компонент, что способствовало развитию у детей общей и мелкой моторики. Систематическое использование речевых рифмовок обеспечивало закрепление результатов логопедической работы и осуществление преемственности в работе специалистов.

Воспитатели работали в полном контакте с логопедом, инструктором по физической культуре и другими специалистами. Каждый день во второй половине дня они проводили занятия, закрепляющие материал, пройденный на занятиях других специалистов. Особое внимание воспитатели уделяли общению детей друг с другом и с педагогами. Они поправляли детей, добиваясь правильного произношения слов, построения предложений, пересказов. Помимо этого, в арсенале воспитателей имелись различные игры, применение которых способствовало развитию общей моторики, мелкой моторики, правильного дыхания, голоса, выразительности высказывания.

Музыкальный руководитель в содержание каждого занятие также включал элементы логоритмики. В данной части работы основными целями логоритмики были определены: преодоление основного речевого нарушения, развитие дыхания, голоса, артикуляции, а также развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной). В образовательные задачи входило формирование двигательных навыков и умений, знакомство с разнообразием движений, с пространственной организацией тела, с некоторыми музыкальными понятиями («музыкальный метр», «размер», «темп», «регистр»). К воспитательным задачам относились воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и собственного ритма движений, воспитание способности ритмично двигаться под музыку и критически относится к своим движениям и речи.

В целом логопедическая работа разных специалистов в течение дня включала:

Утреннюю гимнастику с речевками и звукоподражаниями;

Проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок во время умывания, одевания на прогулку, подготовки к занятиям;

Речевые игры перед едой;

Логоритмические паузы на занятиях;

Динамические паузы между занятиями;

Физкультурные театрализованные занятия с использованием речевого материала;

Бодрящая гимнастика со звукоподражанием;

Подвижные игры с пением (на прогулке);

Игры малой подвижности (в группе);

Логоритмические досуги.

В настоящее время экспериментальная работа продолжается. Однако, уже первые (промежуточные) результаты свидетельствуют о ее эффективности: воспитанники экспериментальной группы стали быстрее отвечать на вопросы, активнее участвовать в проведении занятий, у них четче проходят физкультминутки, занятия по логоритмике. Собственно, речевые успехи проявляются в том, что дети стали легче делить слова на слоги, правильно определять количество слов в предложении, четче артикулировать; повысилась выразительность их речи. Это определяет целесообразность продолжения начатой работы.

Форма проведения: игра – путешествие.

Вид деятельности: интегрированная (физкультурно-оздоровительная, игровая).

Образовательная область: «Физическая культура». «Здоровье», «Безопасность», «Познание», «Социализация», «Музыка», «Коммуникация».

Цель: формирование двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями и потребности бережного отношения к своему здоровью в разнообразных формах двигательной деятельности.

Оздоровительные: способствовать укреплению опорно-двигательного аппарата;

формировать и закреплять навык правильной осанки.

Обучающие:

  • ползание на коленях с опорой на ладони рук между предметами (конусами);
  • формировать умение сохранять равновесие при ходьбе по гимнастической скамейке и спрыгивание на полусогнутые ноги;
  • упражнять в прыжках на двух ногах, прыгая из обруча в обруч;
  • закреплять умение подлезать в обруч боком;
  • упражнять в ходьбе и беге, координируя движения рук и ног;
  • закреплять правила безопасного передвижения в спортивном зале.

Развивающие:

  • развивать физические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость;
  • развивать координацию движений на основе уже накопленного детьми опыта.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство сопереживания, взаимопомощи, доброжелательности к сверстникам;
  • воспитывать осознанное отношение к своему здоровью, способствовать формированию положительных эмоций.

Оборудование: конусы, гимнастическая скамейка, обручи, музыкальная запись «Чунга-чанга», «Вместе весело шагать», аудиозапись «Звуки моря», атрибуты к подвижной игре.

Ход занятия.

1. Вводная часть.

(Дети в спортивной одежде входят в зал и строятся в шеренгу.)

Инструктор:

Здравствуйте, ребята! Хочу всех вас пригласить совершить со мной увлекательное морское путешествие.

А на чём можно путешествовать?

(Ответы детей.)

Мы отправимся в путь на корабле. Если вы разрешите, я буду вашим морским инструктором, а вы будете моряками. Ну что готовы? Тогда в путь!

Вокруг себя обернитесь, на корабле очутитесь. Команда, направо, 1-2. Выходим на берег в колонне по одному.

2. Основная часть.

Занимательная разминка.

Ходьба в колонне по одному (20 сек.)

Моряки подрастают, руки к солнцу поднимают. (Ходьба на носках – руки вверх, ладошки смотрят друг на друга, тянемся высоко-высоко, смотрим вперёд, спина прямая, 25 сек.)

Моряки, не ленись все на пятки становись. (Ходьба на пятках, руки за спину, полочкой, смотрим вперёд, спина прямая, 20 сек.)

Тренировка веселей, прыгаем быстрей, быстрей. (Прыжки на двух ногах с продвижением вперёд – руки на поясе, смотрим вперёд, спина прямая, прыгаем легко, дышим носом, 16-18 раз.)

Очень быстрыми мы стали друг за другом побежали. (Бег в колонне по одному, дышим носом, работаем руками, смотрим вперёд, спина прямая, 20 сек.)

Моряки побежали, колени выше все подняли. (Бег с высоким подниманием колена, руки на поясе, дышим носом, смотрим вперёд, носочек тянем вниз, 20 сек.)

Большие волны разметали корабли. (Бег врассыпную, дышим носом, руки перед собой, работаем руками, смотрим вперёд, 30 сек.)

Буря утихает . (Дети перестраиваются в шеренгу, выполняют дыхательные упражнения.)

Инструктор:

Команда, через центр в две колонны, шагом марш. Разомкнулись на вытянутые руки. Кругом.

Общеразвивающие упражнения: танец «Чунга – чанга».

Инструктор:

Мы с вами оказались на чудесном острове Чунга-чанга. Уважаемые моряки, предлагаю вам исполнить весёлый и спортивный танец. Итак, приняли и.п.

  1. И.п.: ноги узкой дорожкой, руки согнуты в локтях, ладони вверх, раскрыты. В правую сторону начинай.

Вступление: наклоны вправо-влево – «выглядывают из-за пальмы».

  1. Запев: на «раз» - руки вправо-вверх, пальцы разжать; На «и» - вернуться в и.п. ; на «два и» - то же влево.
  2. Припев: вращательные движения руками вправо, то же влево, ладони вверх, раскрыты вперёд, повороты туловища вправо-влево.
  3. Запев: На «раз и два» - маховые движения руками над головой, на «три и четыре» - то же внизу.
  4. Проигрыш: опуститься на колени, руки спереди в упоре, носки оттянуты вверх. Вращение тазом, стоя на коленях с оттянутыми носками.
  5. И.п.: сидя по-турецки, руки на затылке. На «раз и» - наклон вправо, коснуться правым локтем правого колена, на «два и» - выпрямиться, на «три – четыре и» - тоже влево.
  6. Припев: полулёжа с опорой на локти – круговые движения ногами; затем руки в упоре сзади, раскачивание стопами ног верх-вниз.

Морской инструктор:

Молодцы, вы очень весело и задорно исполнили танец «Чунга-чанга». А сейчас нам пора отправляться дальше.

Команда: сомкнулись, за направляющим в одну колонну шагом марш.

Основные виды движений.

«Корабли стоят на рейде.

Начинаются ученья.

Моряки народ лихой, любят заниматься.

Бегать, прыгать, лазать, плавать,

даже кувыркаться».

Морской инструктор:

Посмотрите, я приготовила для вас полосу препятствий: (выполняют по 2 раза)

  1. «Коралловый риф». И.п.: ползание на коленях с опорой на ладони рук, между предметами. («Проплываем не задевая риф».)
  2. «По мачтам и реям». Ходьба по гимнастической скамейке, руки в стороны, спина прямая, смотрим вперёд, спрыгиваем на полусогнутые ноги.
  3. «Морская качка». Прыжки из обруча в обруч. И.п.: руки на поясе, ноги вместе. Прыгаем легко, смотрим вперёд.
  4. «Водолазы». Пролезание в обруч боком. При пролезании, основное внимание обращается на то, чтобы дети умели группироваться, наклоняя голову как можно ближе к коленям. Аккуратно пролезаем, чтобы не задеть.

Способ: поточный, в 1 колонне друг за другом. Молодцы! Ещё раз проходим полосу препятствий.

Морской инструктор:

Вот теперь вы набрались сил, пора плыть дальше.

«Капитан вас всех зовёт,

Веселей честной народ.

Силу, ловкость показать,

Шумно, весело поиграть».

Подвижная игра «Рыбки и сом».

Морской инструктор:

Ну что ж отважные моряки, мы оказались с вами на реке. Вода в реке чистая, прозрачная. А как вы думаете, какие рыбы обитают в ней? (Ответы детей.)

Я предлагаю поиграть в игру « Рыбки и сом». Давайте выберем водящего по считалке:

С поля, с моря, с дальних гор,

Ветры к нам летят во двор,

Первый ветер иву гнёт,

А второй берёзу гнёт.

Кто ветры догонит,

Тот водить пойдёт.

Правила игры:

«Сом» уплывает в свой «домик», «рыбки» приближаясь к нему, произносят слова: «Рыбки, рыбки не шумите,

сом усами шевелит.

Уплывайте – он не спит».

Дети разбегаются от водящего врассыпную по залу, «сом» ловит «рыбок». В конце игры дети считают пойманных «рыбок». Морской инструктор хвалит водящего за ловкость и быстроту.

(Дозировка: 2 раза.)

Морской инструктор:

Ну что ребята, наше морское путешествие подходит к концу, но прежде чем вернуться обратно, давайте сначала отдохнём.

Релаксация «На берегу моря».

Цель: развивать внимание детей. Учить прислушиваться к своим ощущениям.

Дети ложатся на спину, расставив руки и ноги в стороны, и закрыв глаза. Инструктор включает музыку «Шум моря» и начинает описывать берег моря, шум волн, как греет солнце, предлагая детям представить самостоятельно эту картинку, ощутить её.

3 . Заключительная часть.

Построение в шеренгу.

Морской инструктор:

Молодцы, моряки, справились со всеми заданиями, а сейчас нашему кораблю пора отправляться в обратный путь.

Вокруг себя обернитесь и в зале очутитесь.

Подведение итога: сегодня мы с вами совершили морское путешествие, плыли на корабле, были смелыми моряками. Какие препятствия вы преодолели? (Ответы детей.) Что вам понравилось выполнять?

А за ловкость и отвагу вам от жителей острова Чунга-чанга пришла посылка, а что в ней вы посмотрите в группе.

Будьте всегда сильными и ловкими и дружите со спортом!

В колонне по одному дети выходят из зала.

Литература:

  1. Пензулаева Л.И. «Физкультурные занятия в детском саду» М., Мозаика-Синтез, 2009 г.
  2. Утробина К.К. «Занимательная физкультура в детском саду», издательство ГНОМ и Д, 2008 г.
  3. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Занятия физической культурой в ДОУ: Основные виды, сценарии занятий. – М.: % за знания, 2007 г.

Олейникова Ольга Юрьевна
учитель-логопед МБДОУ "Детский сад №4 - комбинированного вида", г.Торжок
Оригинал статьи в формате MS Word скачать

Чаще всего задержка речевого развития тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребенка.

У многих детей с системным недоразвитием речи при неврологическом обследовании выявляются различные, обычно не резко выраженные двигательные нарушения, которые характеризуются изменениями мышечного тонуса, нарушениями равновесия, координации движения, снижением кожной и мышечной чувствительности. Отмечается также выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.

Движения детей с общим недоразвитием речи отличается неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Это служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, жизненно необходимыми умениями и навыками самообслуживания. Ребенок, вышедший из младенчества, долго не умеет пользоваться чашкой и ложкой. Он разливает их содержимое, не успев донести до рта, пачкая стол и свою одежду.

В дошкольном возрасте многие дети, с которыми специально не проводилась длительная, целенаправленная работа, не могут самостоятельно одеться и раздеться, правильно сложить свои вещи. Особую сложность представляет для них застегивание и расстегивание пуговиц, а также зашнуровывание ботинок. Эти умения обычно специально отрабатываются в учебных учреждениях с использованием специальных пособий.

Неловкость движений дошкольников обнаруживается в ходьбе, беге, прыжках, во всех видах практической деятельности. Они ходят неуклюже, шаркая ногами. С трудом овладевают такой детской забавой, как прыгалки. Нередко предметы непроизвольно выпадают из их рук. Поливая комнатные растения, они расплёскивают воду или льют ее в слишком больших количествах.

Слабое развитие моторики сказывается и на других видах деятельности у детей с ОНР. Так, их рисунки выполнены нетвердыми, кривыми линиями, отдаленно передающими контур предмета.

В школьные годы недостатки моторики детей с общим недоразвитием речи существенно сглаживается под влиянием коррекционно-воспитательной работы, систематически осуществляемой на всех уроках и во внеурочное время. Движения учеников, постепенно приобретают четкость, координированность и плавность. К старшим годам обучения многие школьники легко и красиво ходят, танцуют, бегают на лыжах, играют в мяч, выполняют довольно сложные трудовые задания как бытового, так и производственного характера.

Такие учёные, как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия изучили и подтвердили взаимосвязь общей и речевой моторики. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Следует отметить, что двигательная активность детей с ОНР на 20-30% ниже, чем у здоровых сверстников. Но высокий уровень двигательной активности доступен только небольшому числу детей с ОНР. Для дошкольников с низким и ниже среднего уровнем физического состояния режим двигательной активности включает целенаправленные физические упражнения преимущественно средней интенсивности. При выполнении дозированной физической нагрузки организм таких детей адаптируется хуже, чем у здоровых дошкольников такого же возраста, это характеризуется, прежде всего, длительным периодом восстановления.

Коррекция особенностей моторного развития детей с ОНР, осуществляется путем специальных упражнений и общепринятых способов физического воспитания. В эти занятия могут входить разные виды упражнений: физкультминутки, подвижные игры, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, массаж и самомассаж, психотерапия, музыкотерапия. В систему занятий можно включить нетрадиционные методы, имеющие различные цели: соединение личности и природы, развитие процессов дыхания, обоняния (ароматерапия), улучшение общего самочувствия ребенка. Применение таких методов позволит достигнуть необходимого уравновешивания нервных процессов, а также содействовать коррекции звукопроизношения, улучшению координации и регуляции мышечных усилий с функциями различных анализаторов организма ребенка.

Подвижные игры одновременно помогут успешному формированию речи, и будут являться составной частью физкультурных, музыкальных занятий, способствуя развитию чувства ритма, гармоничности движений и положительно влиять на психологическое состояние детей.

Важно придерживаться последовательности и систематичности обучения в соответствии с двигательными возможностями детей, уровней их подготовки, не слишком усложняя, но и не занижая содержание упражнений и требований к качеству их выполнения; учитывать не только достигнутый детьми уровень двигательных умений, но и предусматривать повышение к ним требований. Наибольшую пользу для целей комплексной коррекционной работы приносят спортивные игры, направленные на развитие двигательных функций кисти. К ним можно отнести всевозможные игры с мячом.

Основные задачи коррекционной работы с детьми, страдающими ОНР

1. Научить детей ходить в определённом направлении (по прямой, по кругу) под заданный ритм.

2. Научить детей подниматься на 2-3-4 ступеньки, сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно.

3. Научить детей спускаться с лестницы шагом, а затем небольшими прыжками.

4. Научить детей стоять попеременно на правой (левой) ноге.

5. Научить детей подпрыгивать на двух ногах, затем на правой, левой ноге.

6. Научить детей попеременно вставать, приседать под счёт.

7. Научить детей поднимать руки вверх, вперёд, в стороны, на пояс; вытягивать руки вперёд; отставлять ногу в сторону; опускать голову вниз; наклоны вперёд в сторону, назад; левую руку к плечу, правую – на голову; выставить правую ногу вперёд, на пятку, на носок. Имеются в виду дети, у которых в структуре общего недоразвития речи выраженным является дизартрический синдром.

8. Научить детей ловить мяч двумя руками, одной рукой.

9. Научить детей ловить мяч после удара по полу, по стене.

10. Научить детей ловить мяч после нескольких ударов об пол (удары об пол левой, правой рукой с попеременным чередованием).

11. Научить детей катать мяч по полу с попаданием в заданную цель (ворота).

12. Научить детей перекатывать (перебрасывать) мяч с одной руки на другую.

13. Научить детей передачам мячей с небольшого расстояния в шеренгах.

14. Научить детей расстёгивать и застёгивать пуговицы на пальто, платье, кофточке, штанишках (затем перейти к кукольным вещам).

15. Используя ленты, а потом верёвочку, научить детей завязывать и развязывать узел, бант.

16. Научить детей сжимать и разжимать кулаки.

17. Научить детей сильно сжимать одну руку другой, пожимать папину, мамину руку.

18. Научить детей поочерёдно сгибать и разгибать пальцы правой, левой руки, делать решётку из пальцев.

19. Научить детей поочерёдно соединять большой палец и указательный, средний, безымянный, мизинец.

20. Научить детей ритмично выполнять движения «ладонь – кулак – ладонь».

Однако если вовремя помочь ребенку, используя все способы развития, активизации речи, многие проблемы можно решить. Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо с первых недель его жизни: развивать слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения.

Разделы: Работа с дошкольниками

Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии является весьма острой и актуальной. Неуклонно увеличивается рост количества детей с различными отклонениями в состоянии здоровья, в том числе с нарушениями речи.

Для педагогического коллектива Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 47 комбинированного вида г. Североморска проблема сохранения и укрепления здоровья детей является приоритетной. В дошкольном образовательном учреждении, наряду с общеразвивающими группами функционирует группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Работа с детьми данной группы имеет свои особенности, так как помимо речевой патологии, у детей часто встречаются вторичные отклонения в развитии.

Проанализировав данные о состоянии здоровья детей, результаты комплексной диагностики, проведенной педагогом-психологом, учителем-логопедом, воспитателями, инструктором по физической культуре, а также наблюдений за детьми в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности, выявили следующее:

– дети с нарушениями речи имеют 2 и 3 группы здоровья;
– многие дети отличаются общей физической ослабленностью;
– у всех детей имеет место та или иная моторная недостаточность, которая отражается на общем здоровье ребенка, снижает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям;
– у некоторых детей наблюдается значительное отставание в развитии физических качеств –
отмечен низкий уровень развития ловкости, быстроты, выносливости;
– некоторые дети с трудом переключаются с одного вида движений на другой, часто нарушают последовательность элементов действий; отсутствует автоматизация движений; снижен темп выполнения движений;
– недостаточная координация движений пальцев кисти руки;
– испытывают трудности при выполнении серии движений по словесной инструкции;
– недостаточный самоконтроль при выполнении заданий;
– дети с речевыми нарушениями при выполнении физических упражнений нередко задерживают дыхание.

Все эти факторы учитываю при организации физкультурных занятий с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Физкультурные занятия строю с учетом возрастных, индивидуальных речевых и психофизических особенностей детей, а также решаемых в процессе обучения общеразвивающих и коррекционно-оздоровительных задач. Индивидуально-дифференцированный подход является ключевым в моей работе с детьми с речевой патологией.

Учитывая сложность задач, в каждое занятие включаю физические упражнения, направленные на развитие всех основных видов движений; общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление мышц спины, плечевого пояса, мышц ног; формирование правильной осанки; подвижные игры и игровые упражнения с учетом изучаемой лексической темы; игровые упражнения с различными предметами, которые способствуют развитию точных движений.

Особое внимание на каждом занятии уделяю дыхательным упражнениям . Потому что дети с речевыми нарушениями при выполнении даже легких физических упражнений, нередко задерживают дыхание. Считаю, что правильному дыханию их нужно учить (работа над коротким вдохом и длительным речевым выдохом). Чтобы детям было интересно, предлагаю дыхательные упражнения в игровой форме: «Согрей руки», «Остуди чай», «Надуй шар», «Воздушный футбол»;
упражнения звуковой гимнастики (с произнесением на выдохе гласных и согласных звуков): игра «Звуки», «Вагонная песенка», «Жук», «Ветер и насекомые»; упражнения для развития речевого дыхания и голоса: «Эхо», «Тихо – громко». Играя и выполняя упражнения, дети не только обучаются правильному дыханию, но и укрепляют здоровье.

Детям, имеющим речевую патологию, свойственны двигательное беспокойство, повышенная эмоциональная возбудимость. С учетом этих особенностей, широко использую на физкультурных занятиях средства психогимнастики .

Во вводной части занятия:

– игры и упражнения на развитие внимания (слухового, зрительного): «Будь внимателен», «Расставь часовых», «Четыре стихии», «Слушай хлопки»;
– игры и упражнения на развитие памяти: «Запомни свое место», «Слушай и выполняй»;
– на преодоление двигательного автоматизма: «Стоп», «Пожалуйста».

В заключительной части занятия:

– игры и упражнения, способствующие снятию напряжения, успокоению: «Штанга», «Сосулька; упражнения на расслабление в сочетании со спокойной музыкой: «Волшебный сон», «Ходит сказка по домам».

Становление речи тесно связано с развитием моторики, в частности, мелкой моторики пальцев руки. Поэтому особое место на физкультурных занятиях отвожу:
играм и упражнениям, способствующих развитию координации движений пальцев рук: «Цепочки», «Здравствуй, пальчик», «Пальчики играют»;
игровому самомассажу кистей и пальцев рук, оказывающему общеукрепляющее воздействие на организм ребенка («Ладошки», «Пальчики»);
пальчиковым играм с речевым сопровождением , которые повышают речевую активность ребенка, развивают внимание, координацию, мыслительную деятельность («Зарядка», «Мы во двор пошли гулять»);
упражнениям с различными предметами – массажным мячом, прицепками, карандашами;
пальчиковым упражнениям в сочетании со звуковой гимнастикой .

Эффективным средством коррекции координации движений детей с тяжелыми нарушениями речи считаю использование на занятиях по физической культуре игр и упражнений с мячом (речедвигательных игр с мячом ). Активное использование их в процессе занятий создает положительный эмоциональный настрой, формирует потребность в двигательной деятельности, положительно влияет на координацию движений, активизирует внимание, память, мышление, расширяет словарный запас детей, развивает ориентировку в пространстве («Закончи фразу», «Шаги», «Я знаю…», «Скажи по–другому», «Скажи слово с нужным звуком»).

Необходимым компонентом занятий по физической культуре с детьми с тяжелыми нарушениями речи считаю использование речевого материала и игр (с учетом речевых возможностей детей). Упражнения и игры на координацию речи с движением вызывают у детей интерес, активизируют их в речевом и двигательном плане («Снеговик», «Зима», «Три ежа», «Осенние листочки», «Яблонька»). Кроме того, с помощью стихотворений у детей вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память.

Очень важно, чтобы занятия физической культурой были интересны детям, приносили им радость, увлекали их, вызывали желание выполнять предложенные игры и упражнения. Добиться этого мне позволяет проведение физкультурных занятий различных типов: сюжетно-игровых, тематических, тренирующих, контрольно-учетных, интегрированных.

Благодаря комплексному подходу, использованию средств физического воспитания, психогимнастики, интеграции и преемственности в работе всех специалистов дошкольного учреждения, отмечается положительная динамика:
– в усвоении детьми с тяжелыми нарушениями речи программы по физическому воспитанию;
– в улучшении психофизического развития и работоспособности детей с речевой патологией;
– у всех детей компенсирующей группы улучшились речевые и двигательные функции.

Я надеюсь, что и в будущем коррекционно-педагогическая работа, проводимая в нашем дошкольном образовательном учреждении, будет создавать детям определенный запас прочности, благодаря которому обеспечится хорошая школьная адаптация, успеваемость, укрепиться их здоровье.

Повышение качества и доступность образования - важнейшая задача модернизации системы образования, поставленная в рамках приоритетного национального проекта «Образование» правительством Российской Федерации. Модернизация системы дошкольного образования, как определено в Концепции долгосрочного социально экономического развития РФ на период до 2020 года, является основой экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан в безопасности страны. Она затрагивает структуру, содержание, технологии воспитания и обучения на всех уровнях образовательной системы. На современном этапе развития общества происходит модернизация содержания дошкольного образования.

Сегодня каждому дошкольному учреждению предоставляется возможность стать самостоятельным как в финансовой, так и в педагогической деятельности. Целостность педагогического процесса в ДОУ обеспечивается реализацией той или иной программы, определяющей новое представление о развитии ребенка, в том числе и физическом.

Формирование здоровья ребенка в дошкольном учреждении, уровень его физической подготовленности, объем приобретаемых двигательных умений в значительной степени зависят от того, какими программами пользуются его педагоги.

Во многих существующих программах не берутся во внимание возможности физической культуры как фактора всестороннего развития ребенка, формирования его психических функций, в том числе и речи.

Понимая необходимость совершенствования процесса физического воспитания и образования детей дошкольного возраста в условиях ДОУ, в целях наилучшей реализации оздоровительной и коррекционно-развивающей направленности физического воспитания дошкольников с ОНР, нами была разработана «Примерная программа физического воспитания детей логопедических групп с общим недоразвитием речи (ОНР).

Содержание коррекционно-развивающей работы по физическому воспитанию дошкольников в данной Программе полностью соответствует содержанию образовательной области «Физическая культура» Примерной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет)» (Нищева Н. В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет). - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013).

Цель программы - создание оптимальных условий для всестороннего полноценного развития двигательных и психофизических способностей, укрепления здоровья детей дошкольного возраста с ОНР в ДОУ путем повышения
физиологической активности органов и систем детского организма; коррекция речедвигательных нарушений.

Программа содержит следующие разделы:

  1. Характеристика детей с ОНР.
  2. Задачи физического воспитания детей с ОНР.
  3. Специальные задачи физического воспитания детей с ОНР.
  4. Формы и методы работы по физическому воспитанию детей с ОНР.
  5. Задачи и содержание работы по физическому воспитанию (образовательная область «Физическая культура») …во второй младшей логопедической группе (ОНР).
  6. Задачи и содержание работы по физическому воспитанию (образовательная область «Физическая культура»)… в средней логопедической группе (ОНР).
  7. Задачи и содержание работы по физическому воспитанию (образовательная область «Физическая культура»)… в старшей логопедической группе (ОНР).
  8. Задачи и содержание работы по физическому воспитанию (образовательная область «Физическая культура»)… в подготовительной к школе группе с ОНР.
  9. Упражнения и подвижные игры на свежем воздухе.
  10. Медико-педагогические наблюдения и контроль состояния здоровья дошкольников логопедических групп (ОНР) 3-7 лет.
  11. Оценка результатов мониторинга образовательного процесса (уровень овладения необходимыми навыками и
    умениями по образовательной области «Физическая культура») в логопедических группах (ОНР) с детьми 3-7 лет.
  12. Предметно-пространственная развивающая среда в физкультурном зале.
  13. Взаимосвязь в работе педагогов и специалистов, работающих с детьми с нарушениями речи (ОНР).
  14. Работа с родителями.

В данной статье хотелось бы остановиться на двух разделах программы: «Характеристика детей с ОНР» и «Задачи физического воспитания детей с ОНР».

Характеристика детей с ОНР

К этой категории дошкольников относятся дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Общее недоразвитие речи может быть выражено в разной степени: от полной невозможности соединять слова во фразе или от произнесения вместо слов отдельных звукоподражательных комплексов (му- му, ав, ту-ту) до развернутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического несовершенства. Но в любом случае нарушение касается всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. Отсюда и название дефекта - общее недоразвитие речи.

Самый низкий уровень речевого развития у таких детей - первый. При первом уровне речевого развития активный словарь практически не сформирован, он состоит из отдельных многозначных искаженных аналогов слов, часто звукоподражательного плана, например:

  • собака, коза, корова, баран -ава;
  • машина, корабль, ракета, велосипед - ту-ту;
  • есть, пить, жевать, откусывать - ам и другое.

Обиходные слова и их заменители используются в различных значениях, часто заменяются паралингвистическими средствами общения - жестами, мимикой. Речь, понятная лишь близким людям в конкретной ситуации общения.

Второй уровень речевого развития характеризуется возрастанием речевой активности детей. Появляется искаженная в фонетическом и грамматическом оформлении фразовая речь. Активный словарь расширяется за счет использования различных частей речи (существительные, глаголы, прилагательные, наречия), появляются попытки использовать отдельные навыки словоизменения и словообразования. Ярко проявляется нарушение звукопроизношения. Дети не могут произнести ряд слогов, слов, близких по звучанию (па-та-па, кот-ток-кот), грубо искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов (асипед - велосипед, ет - самолет и другое). Дети не готовы к овладению языковым анализом и синтезом.

Более высокий уровень - третий уровень речевого развития. Характеризуется тем, что в нем отсутствуют или же наличествуют в искаженном виде менее употребительные слова, обозначающие названия предметов, объектов, действий, их признаки.

Наиболее характерные лексические трудности касаются знания и называния :

  • частей предметов и объектов (кабина, сиденье, ствол, подъезд, затылок, грива и другое);
  • глаголов, выражающих уточненность действий (лакает, грызет, жует - все выражается словом «ест»);
  • антонимов (гладкий - шершавый, густой - жидкий, глубокий - мелкий и другое);
  • относительных прилагательных (шерстяной, глиняный, резиновый, вишневый и другое).

Есть проблемы с грамматической стороной речи . Здесь распространены ошибки в употреблении предлогов, согласовании различных частей речи («Подошел к два коня», «Заботиться о ежика» и другое), в построении предложений («Шел Петя грибы лес собирать » и другое).

В фонетическом плане вызывает затруднение выделение звуков (первый, в середине, последний), дети не могут произнести ряд слов, близких по звучанию (кот - кит - ток, бык -бак - бок и т. п.).

Страдает семантика - понимание смысла слова.

В воспроизведении текстов по образцу заметно отставание от нормально говорящих сверстников, отсутствие у детей чувства рифмы и ритма мешает заучиванию ими стихов.

Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи: первые слова проявляются к трем-четырем, и иногда к пяти годам. Речь этих детей малопонятна. Наблюдается недостаточная
речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко падает.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер.

Отмечаются недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления.

Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно- логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Кроме соматической ослабленности и замедленного развития локомоторных функций им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.

Дети с ОНР отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Например, перекатывание мяча с руки на руку, передача его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием, прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку.

Отмечаются недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживаются замедленность, застревание на одной позе.

У детей с нарушениями речи наблюдается отставание психомоторного развития по различным параметрам:

  • По развитию физических качеств дети с расстройствами речи отличаются от здоровых низким уровнем ловкости и быстроты. По выносливости, силе и гибкости различий не выявлено.
  • По степени сформированности двигательных навыков дети с нарушениями речи отличаются от здоровых детей отсутствием автоматизации движений и низкой обучаемостью. Эти особенности сопряжены с низким уровнем развития когнитивных процессов (восприятия, внимания, памяти).

Правильная оценка неречевых процессов необходима для выявления закономерностей атипичного развития детей с ОНР и в то же время для определения их компенсаторного фона.

Задачи физического воспитания детей с ОНР

Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества, закладываются основы правильного физического развития и здоровья.

От того, как организовано воспитание и обучение ребенка, какие условия созданы для его взросления, для развития его физических и духовных сил, зависят развитие и здоровье в последующие годы жизни.

То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Это обязывает работников дошкольных учреждений углубленно работать над проблемами физического образования детей.

Одной из основных задач педагогов и родителей является создание условий для правильного физического развития ребенка, обеспечение оптимального режима двигательной активности, способствующего своевременному развитию моторных функций, правильному формированию важнейших органов и систем в соответствии с возрастными особенностями дошкольников, с учетом сензитивных для развития определенных двигательных умений периодов. В каждый период жизни ребенка деятельность его организма связана с решением определенных приоритетных, жизненно важных задач. Одной из важнейших социально значимых задач является развитие речи ребенка.

По физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с ОНР предполагает решение как общеобразовательных, так и ряда коррекционных задач, направленных на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта. При этом инструктор по физической культуре направляет свое внимание не только на коррекцию имеющихся отклонений в физическом и умственном развитии детей, на обогащение и представление об окружающем, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов. Этим создается основа для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребенка, что в итоге влияет на эффективное овладение речью.

Поскольку полноценное формирование личности ребенка не может состояться без всестороннего развития, и так как подавляющее большинство детей с ОНР выпускаются из специальных групп в общеобразовательные школы, необходима реализация программы массового детского сада, но с учетом особенностей детей с данным диагнозом.

В процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста решаются следующие задачи:

  1. Охрана жизни и укрепление здоровья ребенка.
  2. Закаливание организма с целью укрепления сердечно-сосудистой и нервной систем, улучшения деятельности органов сосудистой и нервной систем, улучшения деятельности органов дыхания, обмена веществ в организме.
  3. Создание условий для целесообразной двигательной активности детей.
  4. Непрерывное совершенствование двигательных умений и навыков с учетом возрастных особенностей(психологических, физических и физиологических).
  5. Формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия.
  6. Развитие быстроты, силы, выносливости, гибкости, координационных способностей, умения сохранять равновесие.
  7. Формирование широкого круга игровых действий.
  8. Воспитание интереса к активной двигательной деятельности и потребности в ней.
  9. Ежедневное использование таких форм работы по физическому воспитанию детей, как утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры, физические упражнения, игры и упражнения на прогулке, а также соревновательных форм работы, таких как игры-соревнования и эстафеты.

Материал предоставлен , май 2013 года.


© 2024
lekarevka.ru - Медицинский портал - Lekarevka