09.08.2023

Растительные жиры хорошо растворяются в воде. Жиры в организме


«Применение жиров» - Парфюмерия. Корм для животных. Жиры. Чем сладкое лучше жирного. Мыло. Сколько и каких жиров надо человеку. Шоколад. Применение жиров. Свечи. Глицерин. Прополис. Краска.

«Свойства и применение жиров» - Маргарин. Выделено 600 различных видов жиров. Практическое применение в жизни. Смесь сложных эфиров. Шарль Вюрц. Определение непредельности жиров. Синтез жиров. Жиры. Обесцвечивание бромной воды. Щелочи. Какао-бобы. Смесь. Приготовление масляных красок. Уравнение реакции гидролиза жира. Технический жир.

«Эфирные масла» - Фенолы. Греческие воины обрабатывали раны мазями приготовленными из мирры. Пинен. Эфиры. Кислород - главный элемент эфирного масла. Стресс Ванна. Кетоны снимают застойные явления, ускоряют циркуляцию слизи. Аромат - холодный, свежий, горьковатый. Что такое ароматерапия? Целебными свойствами мяты пользовались ещё 3000 лет назад в Древнем Египте.

«Пищевые жиры» - Пищевые жиры. Охарактеризовать один образец растительного масла. Ориентирование. Подготовленные заранее вопросы. Разгадать кроссворд. Горчичное масло. Перечислить наибольшее количество наименований пищевых жиров. О правилах покупки и хранения масел. Подлинность товара. Содержание работы. Шахматы. Этапы товароведного многоборья.

«Химия Жиры 10 класс» - Жиры. Вывод: Сильные кислоты вытесняют слабые кислоты из растворов солей. Стеарат натрия. Свойства карб. к-т, сходные с минеральными, на примере уксусной. Сложные эфиры. Лабораторный опыт №1 «Действие сильных кислот на мыло» Л. Щелочной гидролиз жиров. Лабораторный опыт№2 «Действие мыла в жесткой воде».

«Сложные эфиры и жиры» - Уксусная кислота. Чтобы сместить равновесие вправо, необходимо удалять воду или эфир. Жиры широко распространены в природе и по происхождению подразделяются на животные и растительные. Сложные эфиры очень распространены в природе. Сложные эфиры с приятным запахом используют в парфюмерии и пищевой промышленности.

Всего в теме 13 презентаций

Все главные компоненты питания наш организм научился хранить про запас - так, на всякий случай. Сахар он складирует в печени, белки – в животе, а вот для жиров выбрано место под кожей. Хотите похудеть? Придется идти войной на собственный организм! Чтобы победить, надо воевать умело. Эта статья вас многому научит!

Жиры… Что это такое? Откуда они берутся? Почему откладываются под кожей? И вообще, зачем они нужны? А может, их и не стоит есть? Звучит резонно, ведь от жиров у нас столько проблем с фигурой !

Первая стадия превращения жира: прием пищи

С этим все понятно: мы сели за стол и загрузили в себя пищу. Так вот, «обработка» жиров организмом начинается уже у вас во рту, когда слюнные железы выделяют слюну, насыщенную особыми пищеварительными ферментами. Далее, казалось бы, к этой работе должен подключиться желудок. Как ни странно, жиры – не его профиль. Так что он попросту пропускает их через себя и отправляет дальше в кишечник. А уж тут жиры будут перевариваться и всасываться в кровь. Кстати, а зачем нам нужны эти самые жиры? И не лучше ли вообще их не есть?

Дадим слово науке
  • Жиры – это энергетическое «топливо» организма
  • Жиры жизненно важны как строительный компонент кожи, волос, ногтей…
  • Жиры - «сырье» для производства гормонов.
Вторая стадия превращения жира: расщепление

Жиры не похожи на углеводы и белки тем, что в воде не растворяются. Получается, воду надо чем-то заменить, так? Специально ради жиров наш организм выделяет желчь. Полное растворение жиров и ей «не по зубам». Зато она умеет «дробить» жиры на микроскопические капли – триглицериды. А уж с ними-то кишечник умеет справляться.

Слово науке

Триглицерид - это три молекулы жирных кислот, «приклеенные» к молекуле глицерина. В кишечнике часть триглицеридов соединяется с белками и вместе с ними начинает путешествие по организму.


Третья стадия превращения жира: путешествие

Да, триглицериды самостоятельно путешествовать не умеют. Им обязательно нужно транспортное средство, которое называется «липопротеин». Липопротеины бывают разные, и задача у каждого своя.

  • Хиломикроны – образуются в кишечнике из жиров и белков-носителей. Их задача – переносить полученный с пищей жир из кишечника в ткани и клетки.
  • Липопротеины с очень высокой плотностью – тоже транспортируют жир к разным тканям и клеткам, но берут его исключительно в печени.
  • Липопротеины с низкой плотностью – тоже доставляют жиры от печени к тканям организма. В чем же разница? А в том, что попутно эти липопротеины «прихватывают» холестерин из кишечника и разносят его по организму. Так что если где-то в сосудах у вас образовались холестериновые тромбы, угрожая сердечно-сосудистым заболеванием, то вот вам виновник – липопротеины с низкой плотностью.
  • Липопротеины с высокой плотностью – имеют одну функцию – прямо противоположную. Эти липопротеины наоборот собирают холестерин по всему организму и свозят его в печень для уничтожения. Очень полезные соединения.
Слово науке

Эти подробности помогают понять, что потребление жирной пищи вовсе не означает автоматического повышения уровня холестерина в организме. Рискованная ситуация возникает, если в организме слишком много липопротеинов с низкой плотностью (которые помогают накапливать холестерин) и не хватает липопротеинов с высокой плотностью (тех, которые отвечают за выведение холестерина). А это уже фактор чисто генетический. Есть еще фактор арифметический. Это когда вы так много едите этого самого холестерина, что на его выведение никаких липопротеинов не хватит. А вот еще одна находка науки. Установлено, что холестерина особенно много в животных жирах. А вот растительные жиры в этом смысле не в пример полезнее. Казалось бы, надо поменьше есть животных жиров, а растительных побольше. Как бы не так! Полезный эффект растительных жиров скажется только в одном случае: если вы полностью замените ими животные.

Четвертая стадия превращения жира: не отложить ли нам немного жира?

Если организм получил больше, чем нужно, то в дело вступает фермент под названием липаза. Его задача – упрятать все лишнее внутрь жировых клеток.

Слово науке

Липаза – своего рода ключик, который открывает двери жировых клеток навстречу жирам. Жировые клетки могут впустить внутрь себя очень много жиров и раздуться наподобие воздушного шарика. Это как раз и отвечает, что вы толстеете. Если увеличится одна жировая клетка или даже сотня, то этого никто не заметит. Однако если вы едите слишком много жиров, разом набухнут мириады жировых клеток, залегающие под кожей. А этого уже от глаз не скроешь. Больше того, липаза может дать команду на размножение жировых клеток. И тоже под завязку набьет их жиром. Хуже всего, что жировые клетки нельзя уничтожить. Когда вы беретесь худеть, липаза «открывает» жировые клетки и выпускает жир наружу, ну а потом он «перегорает» во время физических упражнений . Вы смотритесь в зеркало: ни капли жира! Между тем, все жировые клетки на месте, да только похожи на проколотые воздушные шарики. Стоит вам забросить спорт, как липаза снова начинает набивать их жирами.

Почему жира много?

Организм про запас сохраняет не только жиры, но и углеводы. Допустим, вы съели углеводов на 100 калорий. Так вот, организм должен потратить примерно 23 калории, чтобы сохранить оставшиеся 77 калорий. А вот чтобы сохранить 100 лишних «жирных» калорий, понадобится всего 3 калории. Остальные 97 калорий – все ваши! Вот и получается, что запасы жира всегда самые большие.


Факторы, способствующие отложению жира в организме:

  • Возраст (чем вы старше, тем «охотнее» откладывается жир)
  • Пол (у женщин жир накапливается быстрее)
  • Переедание (вы едите слишком много)
  • Сидячий образ жизни (энергия жиров вам не нужна)
  • Избыток липазы (фактор наследственности)
  • Нервные стрессы (вопреки всеобщему мнению, от стрессов полнеют)
  • Привычка есть жирное (речь об особенностях национальной кухни)
  • Генетические факторы (полнота передается по наследству).
Стадия пятая: расходуем запасы

Каким образом занятия спортом помогают избавиться от лишних килограммов? А вот так. Сначала организм на физические упражнения реагирует расходом гликогена – заранее запасного сахара. И только потом, когда он потратит «сахарные» запасы, в дело идут жировые отложения. Происходит это примерно через полчаса после начала аэробной тренировки, т.е. именно тогда, когда многие ее обычно сворачивают.

Меняем фигуру

Столько вокруг разговоров насчет генетики! Мол, если ваша мамочка была полной, то и вам не миновать той же судьбы. На самом же деле, все не так страшно. Гены предопределяют композицию вашего тела на 25%. Только на четверть! Это касается количества жировых клеток и того, в каких местах они кучкуются (в области талии или же на бедрах и ягодицах). Так что, если вы и вправду похожи на мамочку, то, скорее, потому, что у вас с ней общие привычки в питании: вы переедаете точно как она. Если вы начнете заниматься спортом и сядете на диету, то будете выглядеть совсем иначе. Кстати, силовых упражнений не надо шарахаться. Мышцы – это государство в государстве. Точно как головной мозг, они бодрствуют даже когда вы спите, и расходуют энергию. Чем больше у вас мышц, тем выше ваш суточный расход калорий. Вы боитесь превратиться в мужеподобную культуристку? Визуально заметна прибавка мышц в 12-25 кг. Однако к такому культуристки идут десятилетиями. Дай Бог вам прибавить хотя бы 5-8 кг!

Женщинам – «яблокам» согнать лишний жир легче, чем «грушам». Жир в области талии в 5 раз более податлив, чем на бедрах и ягодицах. Но и для женщин с «грушевой» фигурой есть свои методы. Во-первых, надо понимать, что «сжигание» жира – это часть вашего общего обмена веществ. Такого не бывает, чтобы обмен был вялым, а жир «сгорал» быстро. Так что, вот вам первая хитрость. Ешьте часто – через 2-2,5 часа, но малыми порциями. Этот прием реально «раскручивает» скорость обмена, а значит, и «жиросжигания». Второе. Больше аэробики! Все эти аэробные занятия по 40-45 минут не про вас. Не менее 4-5 дней в неделю занимайтесь аэробикой по полтора – два часа! И еще. Жир «сжигает» кислород. Вам нужна аэробика на свежем воздухе. Только на свежем воздухе! Третье. Не вздумайте садиться на «жесткие» диеты менее 1200 калорий! Доказано, что такие диеты наоборот замедляют темп обмена веществ , что автоматически снижает темп «жиросжигания»!

Откуда организм берет энергию

Энергия, которая вам нужна для того, чтобы поднять штангу или пробежать кросс, может поступать из двух источников. Это гликоген (углеводы) и жир. Так как же заставить себя терять побольше жира? Вот причины, которые влияют на «выбор» организма:

  • Пища, которую вы ели перед тренировкой (если съедите что-то сильно углеводное, вроде овощного салата, каши, фруктов или шоколадки, то в качестве главного источника энергии организм изберет не жир, а заранее запасенный сахар – гликоген.)
  • Продолжительность тренировки (чем дольше вы тренируетесь, тем больше будет израсходовано жира)
  • Интенсивность занятий (чем выше нагрузка, тем больше расходуется гликоген)
  • Тип упражнений (аэробика сжигает больше жира , а тренажеры – гликогена)
  • Уровень физической подготовки (чем больше ваш «спортивный стаж», тем больше вы сжигаете жира)
  • Углеводы , принятые во время тренировки (вздумаете выпить или съесть что-то сладкое, больше потратите гликогена).
02.02.2020 21:05:00

Ответ от Елена Казакова[гуру]
Они гидрофобны.
Гидрофобные молекулы, окруженные водой, стремятся сблизиться, потому что при этом в наименьшей степени нарушается структура воды, стабилизируемая водородными связями. При этом общая площадь поверхности, смачиваемая водой, оказывается наименьшей.

Ответ от Yustas [гуру]
Потому что жиры гидрофобы в большинстве своем Ведь у гидрофобом с водой взаимодействуют малые части молекул, то соответственно они и частично растворяются но не полностью а плохое взимодействие за счет малого угла ваимодействия воды и молекулы жира)


Ответ от Aka Diesel [гуру]
Ибо нефиг!


Ответ от КрОш [новичек]
Жиры легче воды!!!


Ответ от Serserkov [гуру]
Вода- полярный растворитель, она растворяет вещества с полярной структурой молекул. Жиры неполярны. отсюда их гидрофобность. На самом деле они растворяются, но очень плохо.


Ответ от Елена яшина [активный]
Вода человеческое, жир Божье. "Тук отдайте Богу"(Пятикнижие Моисеево, кажется Левит) . Вода символ покаяния, Иоанн Креститель, лучший из человеков. Масло, елей символ Бога. Взаимодействие Бога и человека, Под воздействием солнца, огня (Слова Божье это огонь) вода распадается поднимается к небесам, превращается в облака, снова в воду и выпадает на землю либо в виде благодатного дождя, напояющего сухую землю, или орошая вновь и вновь благодатную землю, либо в виде более грозных осадков, наказывающих нечестивых при необходимости. Вода вверху, на небе и вода внизу на земле, в земле. Только что на днях у меня произошли расстановки в разуме: по Ветхому Завету когда шел Божий народ вместе по действию Бога через Моисея, вода расступалась, и море, и уже перед входом в землю обетованную река. Шли по суху. По Новому Завету в Иоанне Крестителе через покаяние перед Богом обещаем Богу добрую совесть пред Богом в каждом человеке. Т. е. вода остается вокруг меня, тут внезапно приходит Господь (Малахия 3.1), и тогда я в Иисусе (Бог во мне, я и Бог одно) уже иду по воде: т. е. те, кто мыслит не как Бог уже по до мной, язычники (гои, народы не Божьи) , не имеющие правды Божией, значит силы Божией. И во Христе Иисусе действительно Божий народ объединяется в одно Тело Господне, как ответил кто-то до меня, масло соединяется в одно. Неверный разум уже не может мне помешать поступать верно. Т. е. "закон ничего не довел до совершенства, но вводится лучшая надежда". Круговорот воды в природе продлевает жизнь на земле, давая ей новые краски радуги. Ведь радугой Бог подтвердил свое обещание, что не будет больше всеземного потопа (Бытие 9 глава) . Еще в Ветхом Завете было обещано пришествие Иисуса. И теперь мы живем новой жизнью. "Се, творю все новое", "Кто во Христе, тот новая тварь (творение) ".

В четыре пробирке поместите по 1-2 капли растительного масла (или другого жира). Прилейте в первую пробирку 1 мл этилового эфира, во вторую 1 мл этилового спирта в третью 1 мл бензина, в четвертую 1 мл воды. Взболтайте содержимое пробирок и дайте постоять. В каждой ли пробирке растворился жир? Какие вещества являются хорошими растворителями жиров, а какие- плохими? Почему? Какой вывод о растворимости жиров можно сделать на основании опыта?

Вывод:

Опыт №6 Присоединение брома к олеиновой кислоте

В пробирку вносят 3-4 капли бромной воды, 1 капли олеиновой кислоты и энергично взбалтывают. Бромная вода обесцвечивается.

(СН 3)-(СН 2) 7 -СН=СН-(СН 2) 7 – СООН + Вr 2 → (СН 3)-(СН 2) 7 -СНВr -СНВr -(СН 2) 7 – СООН

(дибромстеариновая кислота)

Опыт №7 Окисление олеиновой кислоты перманганатом калия

В пробирку помещают по 2 капли олеиновой кислоты, раствора карбоната натрия и раствора перманганата калия. При встряхивании смеси розовая окраска исчезает. на что указывает обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия?

вывод:

(СН 3)-(СН 2) 7 -СН=СН-(СН 2) 7 –СООН +[О]+НОН→(СН 3)-(СН 2) 7 -СН – СН -(СН 2) 7 – СООН

диоксистеариновая кислота

Опыт №8 Растворение мыла в воде.

В пробирку помещают кусочек мыла (примерно 10 мг), добавляют 5 капель воды и тщательно взбалтывают содержимое пробирки в течение 1-2минут. После этого содержимое пробирки нагревают в пламени горелки. Натриевые и другие щелочные мыла (калиевое, аммониевое) хорошо растворяются в воде.

Контрольные вопросы по теме «Карбоновые кислоты»:

1Осуществите следующие превращения: С 2 Н 6 →С 2 Н 5 Сl→С 2 Н 5 ОН→СН 3 СОН→СН 3 СООН

2.Сколько граммов магния и уксусной кислоты потребуются для получения 6л водорода.

3. Напишите уравнения реакций получения янтарной кислоты из монохлоруксусной кислоты?

4.Напишите уравнения реакций и назовите образующиеся соединения:

а) молочная кислота + этиловый спирт

б) молочная кислота + гидроксид натрия

в) молочная кислота + уксусная кислота

5.Напишите структурную формулу пальмитодистеарина

Лабораторная работа № 9 Аминокислоты. Белки.

В состав белков входят углерод, водород, кислород, азот, сера, фосфор и другие элементы. Молекулярная масса белка может достигать сотен тысяч углеродных единиц. Белки представляют собой нестойкие соедине­ния, они хорошо гидролизуются под влиянием кислот, щелочей или ферментов. Конечными продуктами распада белка являются аминокислоты различного состава.

Аминокислоты можно рассматривать как производ­ные карбоновых кислот, у которых атом водорода в ра­дикале замещен на аминогруппу:

Аминокислоты имеют одновременно два вида функ­циональных групп: карбоксильную, являющуюся носите­лем кислотных свойств, и аминогруппу - носителя ос­новных свойств. Аминокислоты проявляют амфотерные свойства, т. е. свойства и кислот, и оснований, поэтому белки также проявляют амфотерные свойства, так как они построены из остатков аминокислот.

Белки растворяются в различных растворителях. Многие белки растворяются в воде, некоторые в растворах нейтральных солей, в щелочах или кислотах.

При определенных условиях белки способны выпа­дать в осадок, причем осаждение может быть обратимое и необратимое. Способность белков осаждаться при раз­личных условиях используется для обнаружения и раз­деления их. Для обнаружения белков используют также цветные реакции на белки. К ним относятся ксантопротеиновая, биуретовая и другие реакции.

Реактивы . Раствор белка; раствор аминоуксусной кислоты; серная кислота (конц.); азотная кислота (конц.); соляная кислота (конц.); гидроксид натрия, 20%-ный раствор; ацетат свинца, 10 и 20%-ный рас­творы; сульфат меди (насыщенный и 1%-ный растворы)CuSО 4 ; аммиак (конц.)NН 3 ; хлорид натрияNаСl, 10%-ный раствор; сульфат аммония, насыщенный раствор (NН 4) 2 SО 4 ; фенолфталеин; лакмусовая бумага, метиловый оранжевый; лакмус красный. аминоуксусная кислота, 0, 2н. раствор; оксид меди (II) СuО, порошок; едкий натр, 2 н. раствор NаОН.

Оборудование. Сухая пробирка; стеклянная палочка, пробирка с газоотводной трубкой.

Опыт №1. Образование медной соли аминоуксусной кислоты

Реактивы и материалы:

В пробирку помещают немного порошка оксида меди СuО, 4 капли раствора аминоуксусной кислоты и нагре­вают в пламени горелки, встряхивая содержимое пробир­ки. Пробирку ставят на некоторое время в штатив, чтобы осел избыток черного порошка оксида меди. К отстоявшемуся синему раствору приливают 1 каплю раствора едкого натра. Раствор остается прозрачным.

Для аминокислот характерно образование медных солей, окрашенных в синий цвет.

α-Аминокислоты дают с медью окрашенные внутренние комплексные соли, очень устойчивые:

Опыт №2. Действие аминокислот на индикаторы

В три пробирки прилейте по 0,5 мл раствора амино­уксусной кислоты и добавьте в первую фенолфталеина, во вторую метилового оранжевого, в третью лакмуса. Окраска индикаторов не изменяется Почему водные растворы моноаминокислот нейтральны по отношению к инди­каторам?

Вывод:

Опыт №3. Свертывание белков при нагревании

В пробирку помещают небольшое количество раствора белка и нагревают до кипения в пламени горелки. Наблюдайте выпадение белка в виде хлопьев или мути. Чем этообъясняется? Разбавьте раствор водой. Растворяется ли осадок; если нет, то почему? Слегка охладите раствор белка для использования в следующем опыте.

Вывод:

Опыт № 4. Высаливание белков сульфатом аммония

В пробирку налейте по 1 -1,5 мл раствора белка и сульфата аммония и встряхните смеси нагрейте до кипения в пламени горелки. Жидкость мутне­ет, а количество свернувшегося белка резко увеличивается. добавление нейтральных солей облегчает и ускоряет свёртывание белков при нагревании. свёртывание белков – процесс необратимого осаждения, так как белковые молекулы при этом меняют свою структуру.

Опыт №5. Осаждение белков солями тяжелых металлов

В две пробирки налейте по 1-2 мл раствора белка и медленно, по каплям, при встряхивании приливайте в одну из них насыщенный раствор сульфата меди, а в другую 20%-ный раствор ацетата свинца. Образуется хлопьевидный осадок или муть. Соли тяжёлых металлов осаждают белки из растворов, образуя нерастворимые в воде солеобразующие соединения, с солями меди – голубой осадок, с солями свинца – белый.

Опыт №6. Осаждение белков минеральными кислотами

В три пробирки налейте по 1 мл раствора белка. Осторожно добавьте в пробирку с раствором белка кон­центрированной азотной кислоты так, чтобы кислота не смешивалась с белком. В месте соприкосновения двух жидкостей образуется кольцо белого хлопьевидного осадка. По­вторите этот опыт с концентрированными серной и соля­ной кислотами. Белки образуют с концентрированными кислотами солеобразные соединения и одновременно вызывают свёртывания белка. в большинстве случаев выпавший осадок растворим в избытке концентрированных кислот (кроме азотной).

Опыт №7. Цветные реакции на белки

1 Ксантопротеиновая реакция. Ксантопротеиновая реакция указывает на наличие в белке аминокислот со­держащих бензольные ядра, например тирозина. При взаимодействии таких аминокислот с азотной кислотой образуются нитросоединения, окрашенные в желтый цвет

К 1 мл раствора белка добавьте 5-6 капель кон­центрированной азотной кислоты до появления белого осадка или мути от свернувшегося белка. Реакционную смесь нагрейте до окрашивания осадка в желтый цвет. В процессе гидролиза идет растворение осадка. Охла­дите смесь и добавьте к ней осторожно, по каплям, избы­ток концентрированного раствора гидроксида натрия NаОН. Окраска пе­реходит в оранжевую, что говорит об образовании более интенсивно окрашенных анионов.

2 Биуретовая реакция. С помощью биуретовой реак­ции обнаруживают наличие пептидных группировок (-СО-NН-) в молекулах белка. Белки с солями меди дают красно-фиолетовое окрашивание вследствие образования слож­ных соединений.

В пробирку налейте по 1-2 мл раствора белка, 20%- ного едкого натра. Затем прилейте 3-4 капли разбавленного, почти бесцветного раствора медно­го купороса (CuSО*5Н 2 О) и содержимое тщательно перемешайте. Жидкость окрашивается в фиолетовый цвет.

Контрольные вопросы по теме «Аминокислоты»

1.Кратко охарактеризуйте каждую структуру белковой молекулы.

2..Составьте схему, отражающую превращение белков пищи в организме человека.

3 .Кратко опишите применение белков.

4.Чем определяется специфическая биологическая актив­ность белковой молекулы? В каких случаях она может быть ут­рачена?

5.Какие виды гидролиза белков вам известны?

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №10. СВОЙСТВА МОНОСАХАРИДОВ

По отношению к гидролизу углеводы делятся на два основных класса: простые углеводы, или моносахариды(глюкоза, фруктоза, галактоза), и сложные сахара, или полисахариды. Сложные углеводы, в свою очередь, подразделяются на две основные группы: сахароподобные(сахароза, лактоза, мальтоза) и несахароподобные углеводы (крахмал, клетчатка). Из моносахаридов наибольшее значение имеют глюкоза и фруктоза, химические свойства которых определяются особенностью их строения. Сахароподобные сложные углеводы имеют сладкий вкус, растворяются в воде, при гидролизе распадаются на моносахариды. Несахароподобные сложные углеводы не обладают сладким вкусом, при гидролизе также распадаются на моносахариды.

Реактивы . Глюкоза, 20%-ный и 2%-ный растворы; реактив Селиванова; сахароза кристаллическая и 10%-ный све­жеприготовленный раствор; лактоза, 10%-ный раствор; жидкость Фелинга (I); серная кислота, 10%-ный раствор; раствор аммиака, 2,5%-ный NН 3 *Н 2 О; гидроксид натрияNаОН, 1%-ный раствор; нитрат серебра, 1%-ный раствор АgNО 3 ;

Оборудование. Стакан вместимостью 100 мл; водяная баня; во­ронка; фильтровальная бумага; .

Опыт №1. Окисление глюкозы аммиачным раствором оксида серебра (реакция серебряного зеркала)

Налейте в пробирку 1-2 мл раствора аммиака и добавьте 1 мл нитрата серебра АgNО 3 ; сна­чала выпадает бурый осадок оксида серебра, который за­тем растворяется в избытке раствора аммиака([Аg(NН 3) 2 ]ОН). К приго­товленному аммиачному раствору оксида серебра прилей­те 2 мл 20%-ного раствора глюкозы и несколько капель 2%-ного едкого натра и осторожно нагрейте полученную смесь до начала почернения раствора. Далее реакция идёт без нагревания и металлическое серебро выделяется на стенках пробирки в виде зеркального налёта.

глюкоза глюконовая кислота

Опыт №2. Окисление глюкозы реактивом Фелинга

В пробирку вводят 3 капли раствора глюкозы и каплю реактива Фелинга. Держа пробирку наклонно, осторожно нагревают верхнюю часть раствора. при этом нагретая часть раствора окрашивается в оранжево-жёлтый цвет вследствие образования гидроксида меди (I), которая в дальнейшем переходит в красный осадок оксида меди (I) Сu 2 О.

окисление реактивом Фелинга служит качественной реакцией на глюкозу.

Задание: напишите уравнение данной реакции и сделайте вывод

Опыт №3 Осмоление глюкозы щёлочью

В пробирку помещают 4 капли раствора глюкозы и добавляют 2 капли раствора едкого натра. нагревают смесь до кипения и осторожно кипятят 2-3мин. Раствор при этом желтеет, а затем становится тёмно-коричневым. При нагревании со щелочами моносахариды осмоляются и буреют. процесс осмоления ведёт к образованию сложной смеси веществ.

Опыт №4Реакция Селиванова на кетозы

В пробирку помещают кристаллик резорцина, 2 капли соляной кислоты и 2 капли раствора фруктозы. Содержимое пробирки нагревают до начала кипения. жидкость постепенно окрашивается в красный цвет.

При нагревании с концентрированными минеральными кислотами, молекулы гексоз постепенно расщепляются, образуя смесь различных продуктов (также одним из продуктов является оксиметилфурфурол), который с резорцином образует окрашенное соединение. эта реакция позволяет быстро обнаружить в смеси сахаров наличие кетогексоз.

Контрольные вопросы по теме «Свойства моносахаридов и дисахаридов»

    Какие соединения называются моносахаридами?

    На основании каких опытов можно сделать вывод о строе­нии глюкозы?

    При спиртовом брожении глюкозы выделилось 112 л СО 2 . Сколько получилось этилового спирта и сколько глюкозы на это потребовалось?

4.Пользуясь текстом параграфа учебника, подготовьте письменные ответы на следующие вопросы: а) Каковы физические свойства глюкозы? б) Где глюкоза встречается в природе? в) Какова молекулярная формула глюкозы

5. Какие моносахариды называются пентозами, а какие гексозами?

6. Какие формы сахаров называются фуранозными, а какие пиранозными

7. Какие признаки положены в основу определения правых и левых изомеров сахаров по их химическому строкению?

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №11 СВОЙСТВА ПОЛИСАХАРИДОВ

Реактивы. Крахмал, порошок и раствор; раствор сахарозы; картофель; хлеб ржаной; картофель; раствор иода; серная кислота, 20%-ный раствор Н 2 SО 4 И (конц.); карбонат натрия Nа 2 СО 3 ; карбонат кальция СаСО 3 ;; аммиак, 1%-ный раствор NН 3 * Н 2 О; жидкость Фелинга (I);

Оборудование. Стакан вместимостью 100мл; воронка; водяная баня; фарфоровые чашки - 2 шт.; ступка с пестиком; стеклянная палочка, фильтровальная бумага; вата.

Опыт № 1. Взаимодействие крахмала с йодом. Качественная реакция на крахмал.

В пробирку помещают 2 капли крахмального клейсте­ра и 1 каплю раствора йода. Содержимое пробирки окра­шивается в синий цвет. Полученную темно-синюю жид­кость нагревают до кипения. Окраска при этом исчезает, но при охлаждении появляется вновь.

Крахмал представляет собой смесь двух полисахари­дов- амилозы (20%) и амилопектина (80%). Амилоза растворима в теплой воде и дает с йодом синее окраши­вание. И амилоза, и амилопектин состоят из остатков глюкозы, связанных α-гликозидными связями, но они отличаются формой молекул. Амилоза представляет собой линейный полисахарид, построенный из нескольких

тысяч остатков глюкозы, обладающий структурой винта или спирали. Внутри спирали остается свободный канал диаметром около 5 мкм, в который могут внедряться посторонние молекулы, образуя особого типа комплексы -так называемые соединения включения. Одним из них является соединение амилозы с иодом, имеющее синее окрашивание. Строение амилозы схематически выражается следующей формулой:

Амилопектин в теплой воде нерастворим, набухает в ней, образуя крахмальный клейстер. В состав амилопек­тина в отличие от амилозы входят разветвленные цепи глюкозных остатков. Амилопектин с иодом дает красно­вато-фиолетовое окрашивание.

Получение крахмального клейстера.

12г крахмала разводим в 40 мл холодной воды до получения крахмального молочка. Доводим до кипения 160 мл воды, вливая в неё при помешивании крахмальное молочко. доводим полученный крахмальный клейстер до кипения и охлаждаем до комнатной температуры

Опыт № 2. Обн аружение крахмала в хлебе и картофеле.

На кусочек белого хлеба и на срез сырого картофеля поместите по одной капле йода. Как изменится окраска? Сделайте вывод.

Опыт №3. Доказательство наличия гидроксильных групп в сахарозе

В пробирку помещают 1 каплю раствора сахарозы, 5 капель раствора щелочи и 4-5 капель воды. Добавля­ют каплю раствора сульфата меди (II). Смесь приобре­тает слабую синеватую окраску вследствие образования сахарата меди.

Раствор сохраняют для следующего опыта.

Опыт №4 Отсутствие восстанавливающей способности у сахарозы

Раствор сахарата меди осторожно нагревают до кипе­ния над пламенем горелки, держа пробирку так, чтобы нагревалась только верхняя часть раствора. Сахароза в этих условиях не окисляется, что указывает на отсутствие в ее молекуле свободной альдегидной группы

Опыт №5 Кислотный гидролиз сахарозы

В пробирку помещают 1 каплю раствора сахарозы, 1I каплю 2 н. соляной кислоты, 3 капли воды и осторожно нагревают над пламенем горелки 20-30 мин. Половину раствора отливают в другую пробирку и добавляют к ней 4-5 капель раствора щелочи (до щелочной реакции на лакмус) и 3-4 капли воды. Затем добавляют 1 каплю раствора сульфата меди и нагревают верхнюю часть си­него раствора до кипения. Появляется оранжево-желтое окрашивание, доказывающее образование глюкозы. К оставшейся части гидролизованного раствора сахарозы (первая пробирка) прибавляют кристаллик резорцина, 2 капли концентрированной соляной кислоты и нагревают до кипения. появляется красноватое окрашивание, указывающее на образование фруктозы. молекула сахарозы легко расщепляется при гидролизе на молекулу глюкозы и молекулу фруктозы. Оба моносахарида входят в состав сахарозы в циклических формах. В создании связи между ними участвуют оба гликозидных гидроксила.

В сахарозе остаток фруктозы находится в виде непрочного пятичленного кольца – фуранозы; такие сложные сахара очень легко гидролизуются.

Вывод:

Опыт №6. Кислотный гидролиз крахмала

В 7 пробирок помещают по 3 капли очень разбавлен­ной, почти бесцветной йодной воды. В фарфоровую чашку наливают 10 мл крахмального клейстера, добавляют 5 мл раствора серной кислоты и перемешивают содержимое стеклянной палочкой. Ставят чашку с раствором на асбестированную сетку и нагрева­ют на маленьком пламени. Через каждые 30с отбирают пипеткой с капиллярным отверстием 1 каплю раствора и переносят в очередную пробирку с йодной водой. После­довательные пробы обнаруживают постепенное измене­ние окраски при реакции с иодом. Проба Окраска

Первая. . Синяя

Вторая. Сине-фиолетовая

Третья Красно-фиолетовая

Четвертая...... Красновато-оранжевая

Пятая........ Оранжевая

Шестая Оранжево-желтая

Седьмая Светло-желтая (цвет йод­ной воды)

Раствор охлаждают, нейтрализуют раствором щелочи по красной лакмусовой бумажке до сильнощелочной ре­акции, добавляют каплю реактива Фелинга и нагревают. Появление оранжевого окрашивания доказывает, что конечным продуктом гидролиза является глюкоза.

6 Н 10 О 5 ) х + xН 2 0 = xС 6 Н 12 0 6

крахмал глюкоза

При нагревании с разбавленными минеральными кис­лотами, а также под влиянием энзимов крахмал подвер­гается гидролизу. Гидролиз крахмала происходит сту­пенчато с образованием все более простых углеводов.

Схема постепенного гидролиза крахмала такова:

6 Н 10 О 5 ) х → (С 6 Н 10 О 5 )у → 6 Н 10 О 5 ) z С 12 Н 22 0 11 С 6 Н 12 О б

крахмал растворимый декстрины мальтоза глюкоза

Первый продукт гидролиза - растворимый крах­мал - не образует клейстера, с йодом дает синее окра­шивание. При дальнейшем гидролизе образуются декст­рины - более простые полисахариды, дающие с йодом окраску от сине-фиолетовой до оранжевой. Мальтоза, а затем глюкоза не изменяют обычную окраску йода.

Опыт №7 . Клетчатка, или целлюлоза

Клетчатка - основа отдельных органов всех расте­ний, их скелет. Она построена так же, как и крахмал - из большого количества остатков глюкозы. Отдельные звенья глюкозы связаны в целлюлозе между собой через бета-глюкозидные гидроксилы.

Различие во взаимном сцеплении молекул глюкозы в крахмале и клетчатке приводит к резкому различию в некоторых их свойствах. Клетчатка растворяется в ам­миачном растворе гидрата окиси меди (реактиве Швей­цера). При этом ее молекулы частично расщепляются на более мелкие осколки. Если нейтрализовать такой рас­твор кислотой, то клетчатка снова появится в виде хлопьевидной массы, но уже с несколько измененной длиной и структурой молекул.

После кратковременной обработки крепкой серной кислотой клетчатка растворяется, образуя клейкую мас­су - амилоид. Амилоид окрашивается йодом в синий цвет. Фильтровальная бумага после обработки серной кислотой становится более прочной и полупрозрачной. Это объясняется тем, что амилоид склеивает отдельные волокна целлюлозы (растительный пергамент)

Б. Получение растительного пергамент а. Полоску фильтровальной бумаги погрузите до по­ловины в чашку с 80%-процентной серной кислотой на 30-40 сек. Затем опустите бумагу в сосуд с водой и окончательно промойте ее в растворе аммиака Сравни­те необработанную и обработанную кислотой части полоски бумаги (прозрачность, прочность). Будьте осто­рожны при выполнении этого опыта; не разбрызги­вайте серную кислоту при переносе бумажки в воду!

Запишите результаты опыта.

Контрольные вопросы по теме «Свойства полисахаридов»

1.Какие соединения называются полисахаридами

2.Какие соединения называются дисахаридами?

3..Пользуясь текстом параграфа учебника подготовьте письменные ответы на следующие вопросы:

а) Каковы физические свой­ства целлюлозы?

б) Где целлюлоза встречается в природе? в) Какова формула элементарного звена макромолекулы цел­люлозы?

г) в чём основное отличие крахмала, гликогена и клетчатки?

4. Составьте схему, отражающую применение крахмала.

5.Перечислите химические свойства целлюлозы.

6. Что называется инвертным сахаром?

Лабораторная работа №12 Гетероциклические соединения

Реактивы и материалы: фурфурол свежеприготовленный; азотно­кислое серебро, 0,2 н. раствор; аммиак, 2 н. раствор; фуксинсернистая кислота; анилин; флороглюцин; соляная кислота (^=1,19 г/см 3); уксусная кислота ледяная. слизевая кислота; аммиак, концентриро­ванный раствор; глицерин; соляная кислота (ρ=1,19 г/см 3). индиго (тонко растертый порошок); сер­ная кислота (ρ=1,84г/см 3); хлорид олова (II), 1 н. раствор в соля­нокислой среде; едкий натр, 1 н. раствор.

Оборудование: сосновая лучинка, стеклянная палочка. белая ткань; фильтровальная бумага; водяная ба­ня; ступка с пестиком.

Опыт №1. Реакции фурфурола

Оборудование: часовое стекло; стеклянная палочка; фильтро­вальная бумага.

В пробирку помещают 2 капли фурфурола, 8 капель воды и взбалтывают до полного растворения фурфурола.

    Реакция с фуксинсернистой кислотой. На часовое стекло помещают 4 капли фуксинсернистой кислоты, кап­лю раствора фурфурола и смешивают стеклянной палоч­кой. Через некоторое время появляется чуть заметное розовое окрашивание.

    Реакция с аммиакатом серебра. На часовое стекло помещают каплю нитрата серебра и каплю раствора ам­миака. Выпадает осадок гидроксида серебра. Добавляют еще одну каплю аммиака и получают прозрачный раствор комплексной соли серебра [Аg(]NНз) 2 ]ОН.

К раствору аммиаката серебра добавляют каплю раствора фурфурола. На стекле появляется свободное серебро в виде черного пятна или серебристого налета.

3. Реакция с анилином. На часовом стекле смешива­ют каплю анилина с каплей уксусной кислоты. Полоску фильтровальной бумаги смачивают полученным раство­ром и наносят на нее каплю фурфурола. Появляется ро­зово-красное пятно.

4. Реакция с флороглюцином. В пробирку помещают 3 капли раствора фурфурола, 1 каплю соляной кислоты и 2 кристалла флороглюцина. При нагревании смесь окра­шивается в темно-зеленый цвет. Фурфурол обладает свойствами ароматических альдегидов. Он легко дает ре­акцию «серебряного зеркала», окрашивает фуксинсернистую кислоту, образует фенилгидразон.

Цветные реакции фурфурола с анилином и флороглю­цином основаны на реакции конденсации. Фурфурол в присутствии соляной или уксусной кислоты дает окра­шенные продукты конденсации с анилином, бензидином, резорцином, ксилидином.

Опыт №2. Получение пиррола. Качественная реакция на пиррол

(Опыт проводят в вытяжном шкафу!)

В пробирку помещают несколько кристаллов слизевой кислоты, 2 каплираствора аммиака и тщательно переме­шивают стеклянной палочкой содержимое пробирки. До­бавляют 2 капли глицерина и снова перемешивают смесь. Пробирку осторожно нагревают в пламени горелки. Сос­новую лучинку смачивают 1 каплей соляной кислоты и вносят в верхнюю часть пробирки, продолжая ее нагре­вать. Пары пиррола окрашивают сосновую лучину в красный цвет.

При добавлении аммиака получается аммонийная соль слизевой кислоты, которая затем разлагается. В чис­ло продуктов распада входит пиррол. Глицерин влияет на течение реакции, делая его более равномерным. Пир­рол легко осмоляется кислотами, окрашиваясь при этом в красный цвет.

Опыт №3. Свойства индиго

1. Растворимость индиго в воде. В пробирку помеща­ют на кончике микролопатки порошок индиго и приливают 5-6 капель воды. Содержимое пробирки тщательно

встряхивают при комнатной температуре, а затем нагре­вают в пламени горелки. Одну каплю полученной смеси наносят на полоску фильтровальной бумаги - образует­ся бесцветное пятно, в центре которого оседает синий по­рошок индиго. Индиго в воде, как и в большинстве обыч­ных растворителей, не растворяется.

2 «Кубовое» крашение. В пробирку помещают 5 ка­пель раствора хлорида олова (II) и добавляют по каплям раствор едкого натра, пока не растворится образовав­шийся осадок. В маленькой ступке тщательно растирают несколько кристалликов индиго с 5-6 каплями воды. Пипеткой переносят 2 капли полученной суспензии в пробирку с раствором станнита натрия и нагревают пробирку в кипящей водяной бане, пока реакционная смесь не станет прозрачной.

В полученный щелочной раствор белого индиго поме­щают маленькую полоску белой ткани, заранее прости­ранной и отжатой. Ткань тщательно пропитывают раст­вором восстановленного индиго, затем выжимают и ос­тавляют на воздухе. Ткань вначале принимает зеленую окраску, а затем синюю.

Синее индиго - «кубовый» краситель, в щелочной среде синее индиго восстанавливается в белое индиго, обладающее фенольным характером и растворимое в ще­лочах. Щелочной раствор белого индиго называют «ку­бом». В такой раствор опускают ткань, пропитывают ее раствором и затем оставляют на воздухе для «вызрева­ния». На волокнах ткани белое индиго кислородом возду­ха окисляется в нерастворимое синее индиго.

синее индиго белое индиго

Опыт №4. Окисление индиго сильным окислителем

При окислении индиго сильным окислителем полу­чается изатин, имеющий в растворах желтую окраску (твердый изатин - красного цвета):

Налейте в пробирку около 1 мл раствора индигокармина и 5-10 капель концентрированной азотной кислоты Что наблюдается? Как изменился цвет раствора?

Запишите результат опыта

индиго Изатин

Контрольные вопросы по теме «Гетероциклические соединения»

1.Какие соединения называются гетероциклическими

2.напишите формулы и названия важнейших пятичленных гетероциклов

2.напишите формулы и названия важнейших шестичленных гетероциклов


© 2024
lekarevka.ru - Медицинский портал - Lekarevka