08.01.2024

Егорьев день. Народный праздник Юрьев день: значение и традиции Юрьев день: истоки


Егорьев день (Егор Юрий). Егорий Вешний. Георгий Победоносец. Праздник пастухов - выгоняют стадо в поле. На егорьевской неделе прилет ласточек.
Егорий – устроитель земли русской. До XV столетия он один был на гербе государственном. Он также является покровителем стольного града Москвы. Считается, к тому же, покровителем полей и всех плодов земных, что предопределило традицию освящать в этот день поля и посевы. Георгий - Водонос, он был также покровителем источников и рек. Поэтому в день святого бывало обязательным и водосвятие. Юрьева роса действует целительно даже на безнадежно больных людей. День святого Георгия отмечается дважды в году: 6 мая и 9 декабря. Потому приметы и поговорки, сложившиеся к Юрьеву дню, соответствовали времени года. Величали Георгия, согласно народной трансформации имени, и Егорием, и Юрием. Поскольку наш современный календарь «сдвинут» вперед на 13 дней, то все приметы следует относить, как они складывались к 23 апреля. Ко дню святого Георгия вешнего уже повсеместно развертывались полевые работы.
Крестьяне просили Егория отомкнуть землю, выпустить росу. Юрьева роса от сглазу, от семи недугов. "Будь здоров, как Юрьева роса!" На Егорьев день вывешивали во дворе влажное полотенце: за ночь высохнет – долго не будет инеев, а замерзнет – будут заморозки уже в августе.
На Руси два Егория: один холодный, другой голодный (9 декабря и 6 мая). Коли весенний Егорий с кормом - осенний Никола (19 декабря) будет с мостом (т.е. зима установится, будет хороший санный путь). На Егорья мороз - будет просо и овес. Когда на Георгия мороз и повторится через неделю, должно ожидать теплой осени. Как в Егорьевскую ночь заморозит, так сорок утренников еще на хлеб падет. На Егорья роса - будут добрые проса. На Юрья дождь - гречи нерод. Ранний яровой посев с Егорья, поздний - с Еремея (14 мая). Ясное утро на Юрья - ранний сев, ясный вечер - поздний. Ранний горох сей до Георгия, поздний после Георгия. С Георгия начинают сеять свеклу, морковь и рассаду. Первый день выгона скота. С Егория начинались хороводы, а посиделки откладывались до Дмирия (8 ноября). Юрьев день весенний. Егорий с теплом, а Никола с кормом. Егорий с водой (росой), а Никола с травой. Егорий с мостом, а Никола с гвоздем. Егорий с ношей (с кузовом), а Никола с возом. Не хвались на Егорьев день посевом, а на Никелин день травой! В Егорьев день разве ленивая соха не выезжает. На Егория прилет ласточек. На Юрия - роса - не надо коням овса. Юрий запасает коров, Никола коней. Юрий - праздник пастухов (так как в его день выгоняют в первый раз скот в поле вербою с Вербного воскресения). Юрьева роса от сглаза, от семи недугов. Будь здоров, как Юрьева роса!Коли на Юрья березовый лист в полушку - к Успению клади хлеб в кадушку. Яровой сей до Егорья или с Егорья. Богатый сыт и в Егорьев день, а бедный терпит до Спаса. Под Егорья вешнего не работают, чтобы волк овец не поел. На Юрья св. Егорий разъезжает по лесам на белом коне и зверям раздает наказы. Всяк зверь у Егорья под рукой. Что у волка в зубах, то Юрий дал. Егорий весну начинает, Илья лето кончает.

Егорий Вешний. Праздник пастухов - выгоняют стадо в поле. На егорьевской неделе прилет ласточкам.
При грозе гром скоро прекращается - погода наладится.
Птицы вьют гнезда на солнечной стороне - к холодному лету.
У здорового человека беспричинно подавленное настроение - к дождю.
Вечерняя заря багрово-красная - к плохой погоде.
На небе появились облака, по форме напоминающие линзы или вытянутые семена чечевицы - через 1-1,5 часа начнется гроза.

Другие народые приметы мая.

Коли в мае дождь, будет и рожь.
Сколько в мае дождей, столько лет быть урожаю.
Даст небо дождь, а земля - рожь.
Когда цветёт черёмуха, всегда живёт холод.
Особенно бывает холодно, когда дуб развернётся.


Юрьев день (Егорьев день)

Егорьев день (Юрьев день) — 23 апреля — заменяет занесенное к нам из-за чужеземного рубежа первомайское празднование встречи весны-красавицы . «Пришел Егорий — и весне не уйти!», «Не бывать весне на Святой Руси без Егорья!», «Чего-чего боится зима, а теплого Егорья — больше всего!» — можно услышать во многих уголках русского простора.
Святой великомученик Георгий, живший в конце III века по Р. Х., считается покровителем стад и земледелия . Само греческое слово георгос, георгиос означает земледельца. Святой Георгий обыкновенно представляется на белом коне, поражающий копьем дракона. Ему приписывают спасение девицы от дракона в ливийских степях. Девушка была принесена в жертву, но Георгий поразил дракона копьем, когда тот уже разинул пасть и собирался проглотить ее. Дракон имеет таинственное значение: под ним подразумевают сокрушение языческого служения, на развалинах коего возродилась христианская церковь.
Георгий Победоносец в большом почете у русских земледельцев. В России он украшает еще государственный герб и в его честь есть один из важнейших военных орденов; его изображение выбивают с государственным гербом на деньгах
В Егорьев день домашние коровки, кони, овечки да козочки первый раз выходят на свежую травку после зимовки, хозяйки их вербной веточкой погоняют, пастухов угощают-одаривают, приговаривая:

Ты спаси нашу скотинку
В поле и за полем,
В лесу и за лесом,
От волка хищного,
От медведя лютого,
От зверя лукавого.

На этом празднике пастухов веселятся все поселяне. Разыгрывались вечерние хороводы, пели песни, которые всегда оканчивались припевами о сохранении стада. В Тульской губернии выходили на засеянные поля служить молебен с водоосвящением. После чего мужчины и женщины катались по росе на полевых межниках. Кто по Юрьевой росе покатается, будет, — гласит поверье, — «силен и здоров, что Юрьева роса». Наберется, бывало, деревня силы-здоровья от Юрьевой росы, а наутро — за яровой сев. А и чудесные же свойства у этой росы: ею до сих пор пользуются знахарки — вещие бабки — «от сглаза, от семи недугов». Эта же роса, по орловскому поверью, просам на пользу идет: «На Егория роса — будут добрые проса!»
В день Егория повсюду совершаются молебны, которые заканчиваются семейным угощением . Волка, пироги и яйца составляют непременное кушанье, кроме других яств, которые приготовляются по желанию и благосостоянию хозяев. Лучшим угощением считались пироги-дерунчики да мирская яичница .
Дерунчики — это пироги с первой весенней зеленью. В старину для начинки собирали молодую крапиву, сныть, редиску вместе с листьями, ревень и папоротник, медуницу, лесной клевер «заячью капусту». Сегодня можно предложить любую зелень, особенно сочную, как сельдерей, вкусную, как щавель, и витаминную, как листовой салат. Нам нужно 2-3 стакана нарубленной зелени. Тесто дрожжевое: в подогретое молоко (0,5 стакана) добавить разведенные дрожжи (30 г «живых» или 0,5 пакетика сухих), муку (3 стакана), чуток соли и сахара. Форма пирожков обычно длинная, похожа на палочку. Мы раскатываем прямоугольник, посредине выкладываем полоску зелени, завертываем с боков и защипываем по центру, сверху вилочкой накалываем узор и смазываем сладким чаем. Пусть постоит в теплом месте минут 20, и пожалуйте в духовку. Есть еще вариант — сразу смешать тесто и зелень, тогда получатся булочки витаминные.
Чтобы перекусить на природе, делали общую, мирскую яичницу.
Иногда готовили прямо на месте гулянья, но чаще делали дома нечто похожее на закрытый бутерброд сразу для всей компании. Представьте, как пышный свежевыпеченный каравай разрезают по кругу, кладут на дышащий хлеб молоденький зеленый лучок и всякую другую зелень, перекидывают со сковородки огромную шкворчащую яичницу с сальцем, а то и 2-3 яичницы этажами, но с зеленной прослойкой. Всю красоту присыпают крупной солью и закрывают румяной каравайной корочкой. А пахнет! Это вам не пицца худосочная. Такой хлеб заворачивали в большую салфетку или полотно, а затем в скатерть-столешник.
Но вот все угостились, теперь и поиграть можно.
Есть в России местности, куда приводит Егорий-вешний и свои особые игрища, являющиеся отголоском старины. Таков, например, обычай «вождения Юрия», состоящий в том, что всей деревнею выбирают красны девушки молодого красивого парня, обшивают его зелеными венками и кладут ему на голову большой круглый пирог, убранный цветами. Толпою идет деревенская молодежь в поле, оглашая воздух припевами, обращенными к святому Юрию. Трижды обходят красные девушки с молодыми парнями засеянные поля. Потом разводится на перекрестке межников небольшой костер — в виде кольца, посреди которого кладется на землю принесенный пирог. Все пришедшие садятся с песнями вокруг костра, начинается дележ пирога: каждому должно достаться хоть по малому кусочку. Кому из девушек достанется в пришедшемся на ее долю куске больше всех начинки — та выйдет по осени замуж. Доев пирог, молодежь возвращается по своим дворам, приплясывая да припеваючи:

Мы вокруг поля ходили,
Мы Егора-свет водили,
Мы Егория кликали... и т. д.

Весной игры были особенные: беговые, с прыжками, с топотом, чтобы будить землю . Даже день такой был игровой — «Розбрыки». Лучше всего это получается во время игры «Горелки». Еще хочется напомнить про «чехарду», «вышибалы», «цепи». Взрослые тети и дяди, не вы ли у своей школы всю землю расчерчивали под «классики»? А как крутили «удочку» — узелок с песком на веревке, — и если ты зазевался, не перепрыгнул, задел за веревку, то уже стоишь в стороне и все равно следишь за «удочкой», и все равно автоматом подпрыгиваешь. Потом носились в «третий лишний», «кошки-мышки», в прятки.
После Егорьева дня поселяне принимались сеять рожь, ячмень и овес, и вообще это время начала всем полевым работам.

Егорьев день - Народное название праздника православной церкви в честь великомученика Георгия. День памяти отмечается дважды в год: и 26 ноября/9 декабря. Русские крестьяне говорили: «На Руси два Егорья: один холодный, другой голодный».

В русской народном календаре Георгий Победоносец считался одним из главных святых. Празднование Егорьева дня приходилось на ранневесенний период народного календаря. Св. Георгий был олицетворением созидающих сил природы; Русские крестьяне говорили, что вместе с Егорием на землю приходит весна: «Егорий на порог весну приволок», «Не бывать весне на Святой Руси без Егория». Св. Георгий оживлял землю, выпуская на волю росу, Св. Георгий, если его попросить, дает полям первый дождь.

Первый день чествования св. Георгия был установлен в эпоху раннего христианства в память о его мученической смерти, по преданию, через усекновение головы. Второй день памяти, осенний, является установлением русской православной церкви. В народном представлении св. Егорий воспринимается как зачинатель весны. В весенний день св. Егория в первый раз выгоняли в поле скот и стегали его вербой. Верба – растение, которое первым оживает с наступлением весны, и ее прикосновение должно было увеличить плодородие скота. Повсеместно этот день считался пастушьим праздником. В среднерусской полосе к этому дню были приурочены земледельческие обряды: крестные ходы на засеянные поля, молебны с обращением к св. Егорию, катание по земле и егорьевской росе рано утром. На Украине говаривали: «Святой Юрий по полю ходит, хлеб-жито робит, росу спускает». Крестьяне верили, что, зарытые в межи, остатки пасхальных кушаний, вместе с молитвой к св. Георгию о ниспослании урожая, охранят посевы от градобития.
Крестьяне верили, что вода, освящаемая в Юрьев день, имеет благотворное влияние на рост полевых культур. Во время крестного хода этой водой окропляли посевы, траву, на которой должен пастись скот.
В ряде российских губерний только с праздника св. Георгия начинали сеять яровые хлеба, овес, ячмень и огородные культуры.

Как и с другими народно-православными праздниками, с этим днем связано множество примет, наблюдений, поговорок, которые свидетельствуют о народной мудрости и предсказывают судьбу будущего урожая. «»Кукушка кукует до Егория – к неурожаю», «На Егорья мороз – будет просо и овес», «Егорий с водой, а Никола с травой», «»На Егорья мороз – под кустом овес». «На Егорья мороз – гречи хороши», « На Юрья роса – будет добрая проса», «На Юрья роса – не надо коням овса», «Не хвались на Юрьев день посевом, гордись на Николин травою», «Ранний горох сей до Георгия, поздний – после Георгия», «С Георгия начинают сажать свеклу, сеять морковь и рассаду», «Сей рассаду на Георгия – будет щей вдоволь».

Егорий Зимний завершал хозяйственные хлопоты и сроки наймов. Егорий Зимний - поверья, связанные с днем Егория Зимнего, соприкасаются с поверьями Егория Вешнего. Считалось, что в этот день змеи, потерпевшие поражение от св. Георгия, становятся очень злыми, а Егорий Зимний старается защитить от них людей и животных. В одной из легенд рассказывается о том, как змеи пытались ужалить св. Параскеву Пятницу, которая шла по лесу в день Егория Зимнего, но Егорий отогнал змей. Св. Георгий считался также покровителем волков: осенью, когда волки голодны, именно св. Георгий дает им пищу.


Весну и лето на Руси всегда ждали. Эти времена года особенно любили наши предки и говорили: «Весна-красна», «Лето красное» - красивое, теплое, щедрое, доброе время года. Конечно, в весенне-летний период у крестьян было очень много забот и работы, но и праздников было немало. И все они - весёлые, шумные, яркие. Ведь и день был долгий, солнышко рано вставало и поздно заходило. Природа радовалась вместе с людьми теплу и свету, благодатным дождям, цветам и травам, яркой, пышной зелени, птичьему звонкому пению. Какие же праздники особенно почитались нашими предками? Назовем по порядку: Егорьев день, Вознесение, Троица, Духов день, Иван Купала, Петров день, Ильин день.
Вскоре после Радуницы (или Радоницы, Родительского понедельника) - дня, когда, поминали умерших родителей, родственников (это было чаще всего во вторник, на десятый день после Пасхи, когда, по народным поверьям, умершие «радовались» Христову Воскресению и тому, что дети помнят о них), перед началом весенних полевых работ, 23 апреля, по старому стилю, или 6 мая - по новому, отмечали Егорьев день. Егорьев день - праздник в честь святого Георгия - установлен в знак почитания одного из самых известных святых, покровителя Москвы и Русского государства Георгия (Егория, Юрия) Победоносца (или Егория Храброго). Этому святому посвящены два праздника: в апреле отмечается Георгий вешний, а в ноябре - Георгий осенний. Народ славил в Георгии отважного воина-защитника, покровителя домашних животных и пастуха, который отгонял от крестьянской скотины волков. Главным подвигом святого, по преданию, стала победа над огненным Змеем, который похитил прекрасную царевну. Русские люди связывали некоторые легенды о Георгий с былиной об Илье Муромце (былина о ссоре богатыря Ильи с князем Владимиром и легенда о ссоре Георгия со своим отцом-царём). Во время борьбы русских с монгольскими захватчиками в одной из битв героически погиб князь Георгий Владимирович. Его имя тоже связывали со святым воином Георгием -змееборцем. На гербе Москвы изображен Георгий -воин, побеждающий Змея.
Но русские крестьяне любили Георгия прежде всего как защитника домашнего скота - ведь от этого зависело благополучие семьи. В Егорьев день в первый раз после зимы выгоняли на поле скотину. Крестьяне пели Егорию песни:

Егорий ты наш храбрый,
Ты спаси нашу скотину
В поле и за полем,
В лесу и за лесом,
Под светлым месяцем,
Под красным солнышком
От волка хищного,
От медведя лютого,
От зверя лукавого.

Они просили Георгия защитить крестьянский скот. Егорьев день считали временем наступления первого весеннего тепла. В народе говорили: «Егорий на порог весну приволок». Крестьяне верили, что Георгий «отмыкает землю», «выпускает на свет белый росу», выгоняет траву зеленую, дает всходам силу. Деревенская молодежь с песнями обходила поля и пела:

Юрий, вставай рано,
Отмыкай землю,
Выпускай росу
На теплое лето,
На буйное жито,
На колосистое.

Егорий вешний начинал посевные работы, а Егорий осенний (или зимний) их заканчивал.

6 мая православные верующие чествуют Георгия Победоносца. Его изображение можно увидеть в центре российского герба, а также монетках. Этот великомученик жил в конце 2 столетия в одной из христианских семей. С детства он отличался упорством и храбростью. Благодаря этим качествам стал военным и дослужился до большого чина.

Его неоднократно принуждали сменить веру, но Георгий не оступился и принял мученическую смерть во имя веры. Для православных всего мира он стал примером истиной религии, доблести, твердости характера. В народе День Георгия Победоносца именуют коротко и просто – Егорьев день. В народных верованиях он является покровителем скота. Именно в этот день принято впервые после долгой зимы выгонять скот на пастбища. Традиционно этот день отмечали с размахом. С этого момента должна была устанавливаться теплая погода.

Какие традиции существуют на Егорьев день?

С приходом этого праздника начинались земельные работы. С момента принятия христианства возникла традиция по окроплению полей святой водой. Во время литургии священнослужители обязательно читают молебен для получения богатого урожая. Подобный ритуал существует до сих пор.

После первого выгона скота на пастбище обязательно следует помолиться Георгию Победоносцу и попросить защиты и покровительства для всех домашних животных. Подобная традиция призвана защитить их от болезней, нечистых помыслов и мыслей завистливых людей.

Также предки верили, что роса в этот день обладает особыми магическими свойствами. Считалось, что тот, кто пройдется по свежей росе до восхода солнца, целый год будет здоров и никакие болезни не будут страшны.

Приметы на Егорьев день

Не меньшее количество примет связано с этим праздником. Например, если погода этот день хмурая, идет дождь – следует ждать большого пополнения домашнего скота. Если же погода, наоборот, стоит теплая и солнечная – не за горами лето, причем оно будет теплое и малодождливое. Нередко в эти сутки бывали и заморозки. Это предвещало большие урожаи полевых культур.

В ночь на Егорьев день хозяйки мочили полотенце и вывешивали его на улицу. Если утром с приходом праздника оно высыхало, ожидался большой урожай огурцов, если же нет – первые заморозки прогнозировались уже в сентябре. Также народ подметил, что если на весеннего Егория появилась первая трава, на зимнего Егория (9 декабря) следует ждать, что зима уже полностью вступит в свои права.

Прогноз урожайности разнообразных культур можно было сделать и, ориентируясь на то, каким выдалось утро праздника. Если оно было тихим, безветренным, с хорошей погодой, все ранние посевы оказывались плодородными. Если погода лишь к вечеру становилась благоприятной, большой урожай, наоборот, ждали от культур, которые посеяли поздно.

Множество примет в этот православный праздник связано и с птицами. Особенно тщательно наблюдали за поведением кукушек. Если вдруг эти птицы начинали петь – следовало ждать в нескором времени массовый падеж скота. А вот пению ласточек, наоборот, радовались – это означало, что пришла настоящая весна.


© 2024
lekarevka.ru - Медицинский портал - Lekarevka