12.12.2023

Исследование межличностных отношений дошкольников: особенности. Применение диагностических методик для выявления объективной картины межличностных взаимоотношений дошкольников Характеристика методики Н.И


Изучение особенностей межличностных со своими сверстниками – сложная и тонкая область практической психологии. Чтобы получить достаточно надежные и , необходимо использовать комплекс методик, дополняемый наблюдением за поведением детей в естественных условиях их пребывания в (в игре, на прогулке, на занятиях, в режимных моментах).

С целью предупреждения конфликтности и эмоциональной напряженности в группе результаты исследования не должны разглашаться детям и родителям. Педагог-психолог может предоставить информацию о характере межличностных отношений дошкольников только воспитателям, которые работают в данной группе.

Исследование межличностных отношений дошкольников: методика «Два домика» (Т.Д. Марцинковская)

Цели: определение круга значимого общения ребенка, особенностей взаимоотношений в группе, выявление симпатий.

Материал: листы бумаги с изображением двух домов, один из которых красивый, другой – страшный (рис. 1, 2), карточки с именами детей группы.

Рис. 1 Рис. 2

Инструкция: «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красивый домик принадлежит тебе. В нем много красивых игрушек, и ты можешь пригласить к себе всех, кого захочешь. А в страшном, некрасивом домике игрушек совсем нет. Подумай и скажи, кого из ребят своей группы ты пригласил бы к себе, а кого поселил бы в плохом домике».

После завершения процедуры выбора в ходе исследования межличностных отношений дошкольников педагог-психолог спрашивает, не хочет ли ребенок поменять кого-нибудь местами, не забыл ли кого. Ответы записываются.

Если группа состоит из 10–15 человек, ребенку предлагают сделать до 3 положительных и отрицательных выбора. Если в группе более 16 ребят – 5 выборов. Если ребенок не хочет никого выбирать, не стоит настаивать на принятии им решения.

межличностных отношений дошкольников. Полученные ответы нужно занести в таблицу (матрицу), в ней фамилии детей располагаются в алфавитном порядке. Одним словом, воспитанники получают порядковый номер, который сохраняется и для других вариантов исследования.

Исследование межличностных отношений дошкольников: методика «Пять домиков» 1

Цель: выявление у каждого ребенка предпочтений в общении с детьми в группе ДОО.

Материал: лист бумаги с изображением пяти домиков.

Инструкция: «Посмотри на картинку. Перед тобой – пять домиков. Давай расселим всех твоих друзей в группе по этим домикам. Все они одинаковые. Но есть одно условие – в разных домиках живут разные дети.

В первом – красивые, которые хорошо одеваются, ходят в красивой одежде и всем нравятся, как они выглядят.

Во втором – умные, которые много знают или умеют что-то делать.

В третьем – послушные, которые хорошо себя ведут, на них не ругаются, и воспитательница часто хвалит их и ставит в пример.

В четвертом – интересные и веселые.

В пятом – сами со всеми дружат, делятся игрушками и принимают в игру.

В одном домике могут жить сразу несколько человек, но один человек в нескольких домиках жить не может.

Как ты думаешь, в каком из домиков поселить каждого из твоих друзей?»

Ответы, полученные в ходе исследования межличностных отношений дошкольников, фиксируются. Обработка и интерпретация проводятся аналогично методике «Два домика».

Исследование межличностных отношений дошкольников: методика исследования эмоционального отношения ребенка к себе и окружающим (Н.И. Ганошенко)

Цель: экспресс-диагностика сферы общения ребенка (4–9 лет), его эмоциональных отношений к себе, значимым взрослым и сверстникам.

Материал: бланк с нанесенными силуэтами девяти домиков, которые расположены на пространстве листа определенным образом, набор карандашей или фломастеров (должно быть не менее трех цветов).

Бланк к методике «Разноцветные домики»

Фамилия, имя ребенка _______________________________________________

Дата обследования ___________________________________________________

Инструкция: «Представь, что эти домики находятся на полянке. Пока в них никто не живет. Ты можешь выбрать для себя любой из них. Какой ты выберешь?.. (Рядом с домиком, на который показал ребенок, можно поставить пометку «Я» .) Кого из ребят группы (своих родственников, знакомых) ты поселишь в этих домиках?.. Покажи, кого в какой домик ты поселишь… (В зависимости от конкретной ситуации следует по очереди называть ребенку родных и близких. ) В какой из домиков ты поселишь маму... папу... бабушку... дедушку... сестренку (братишку)... воспитательницу (любое лицо, в отношении которого следует выяснить характер отношений )?..»

Обработка и интерпретация результатов в ходе исследования межличностных отношений дошкольников. Каждый персонаж из списка оценивается: по пространственному расположению домика, который для него выбрал ребенок (1–З балла); по предложениям в цветовом оформлении домика (от 1 до неограниченного количества баллов); по количеству и направленности контактов общения (от 1 до неограниченного количества баллов). На основании этих показателей можно судить об отношении к персонажу, выраженности потребности в общении ребенка с ним и установлении контактов.

Исследование межличностных отношений дошкольников: методика «Вернисаж» (О.Н. Колесникова)

Цели: изучение особенностей отношения ребенка к себе, значимым взрослым и сверстникам, определение статусного места в группе.

Материал: листы бумаги формата А4, цветные карандаши, рамки для рисунков, кнопки для крепления рисунков к стене.

Инструкция: «Давай сегодня поиграем в художников. Нарисуй, пожалуйста, портреты ребят твоей группы – тех, кого захочешь. И свой портрет тоже...» По окончании рисования ребенку задаются следующие вопросы: «Есть еще кто-то, кого бы ты хотел нарисовать? Нарисуй» – при положительном ответе дается дополнительное время на рисование и затем проводится обсуждение (Кто изображен на портрете? Кто не нарисован? Почему?). После обсуждения педагог-психолог предлагает: «А теперь давай устроим выставку твоих рисунков, как у самых настоящих художников. Ты можешь сам выбрать для своей картины какое угодно место на любой из стен нашего кабинета, на любой высоте от потолка до пола. А я помогу тебе их прикрепить, если ты захочешь. Сначала помести на стену твой собственный портрет… (Затем крепятся портреты детей группы .)»

Возможен иной вариант проведения данной методики. В группе дети рисуют каждый свой портрет. Затем каждый ребенок самостоятельно устраивает выставку рисунков в кабинете педагога-психолога согласно инструкции.

Обработка и интерпретация результатов в ходе исследования межличностных отношений дошкольниковпроводятся аналогично методике «Два домика».

Исследование межличностных отношений дошкольников: методики «Я в детском саду» (М. Быкова, М. Аромштам), «Моя любимая группа» (Е.И. Русина) 2

Цели: определение степени эмоционального комфорта ребенка во время пребывания в детском саду, его отношения к другим детям, воспитателям.

Материал: бумага, цветные карандаши или фломастеры.

Инструкция: «Ты давно ходишь в детский сад, в свою группу. Каждое утро тебя встреча ют воспитатели. Пока мама и папа на работе, ты проводишь целый день в детском саду и занимаешься самыми разными делами. Нарисуй, пожалуйста, один день из жизни твоей группы в детском саду. Рисунок можно назвать “Моя любимая группа”».

Отказ от рисования на предложенную тему указывает на негативное отношение к группе, а тема, выбранная ребенком, является важным источником информации, т. к. определяет область эмоциональной компенсации.

Для того чтобы результаты, полученные в ходе данного исследования межличностных отношений дошкольников, были объективны и достоверны, необходимо повторить его спустя некоторое время.

Исследование межличностных отношений дошкольников: методика «Необыкновенное дерево» 3

Цель: определение эмоциональной близости, взаимоотношений между членами семьи, среди членов детского коллектива.

Материал: бланк с рисунком дерева, цветные карандаши (рис. 3).

Рис. 3

Инструкция: «Посмотри, на этом листе ты видишь дерево с человечками. Найди среди них себя и ребят из детского сада (свою семью), раскрась каждого цветом, который ему больше всего подходит».

Обработка результатов в ходе исследования межличностных отношений дошкольников. Необходимо отметить, кого первым выделил ребенок в рисунке: себя, кого-то из родных взрослых, друзей и т. д. При этом особое внимание уделить тому, какую позицию занимают ребята группы (члены семьи) по отношению к ребенку (расстояние, поза, цвет). Чем выше помещает себя ребенок на этом дереве, тем выше его самооценка. Чем выше он размещает членов своей семьи, друзей, тем лучше к ним относится и тем большей значимостью они обладают в его глазах.

Исследование межличностных отношений дошкольников: методика «Краски в подарок на день рождения» (Е. Панько, М. Кашляк)

Цель: диагностика структуры детской группы, характера отношений в ней между сверстниками.

Материал: фломастеры синего, зеленого, красного, желтого, фиолетового, коричневого, черного, серого цветов.

Инструкция: «У каждого человека один раз в году бывает день рождения, его праздник. В этот день обычно приходят гости, поздравляют, дарят подарки. К кому из детей твоей группы ты хотел бы пойти на такой праздник? Можно выбрать троих. А теперь посмотри на эти фломастеры. Какой из них ты хотел бы подарить каждому из этих детей?»

Исследование межличностных отношений дошкольников: методика «Секрет» (Т.А. Репина)

Цели: выявление положения (социометрического статуса) ребенка в группе детского сада, его отношения к детям, а также представления об отношении сверстников к нему; степени доброжелательности детей друг к другу, их эмоционального благополучия.

Материал: три картинки или три игрушки.

Инструкция: «Сегодня все дети твоей группы по секрету, чтобы пока никто не знал об этом, дарят друг другу картинки (игрушки). Здесь на столе лежат картинки (игрушки), которые ты можешь подарить. А другие дети подарят тебе – ведь сегодня все друг другу дарят. Ты хочешь подарить картинки (игрушки) детям своей группы? (Получив положительный ответ, педагог-психолог продолжает .) Тогда выбери, пожалуйста, картинку (игрушку), которая тебе больше всех нравится. Кому из детей своей группы ты хочешь ее подарить? Почему?»

Чтобы исключить возможность сговора, ребенка провожают в другое помещение. Когда все дети группы сделают свой выбор, педагог-психолог выявляет детей, которые ничего не получили, и кладет им одну-две картинки (игрушки), а затем приглашает всех для получения подарков. При этом желательно регистрировать поведение и высказывания детей.

Исследование межличностных отношений дошкольников: методика «Почта» (Е. Антони, Е. Бине)

Цель: изучение особенностей взаимоотношений ребенка с коллективом сверстников, со значимыми людьми.

Материал: атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Почта» – поч товая машина, сумка почтальона, маленькие коробочки в виде почтовых ящиков; изображения или маленькие фигурки людей, небольшие конвертики с написанными на них фразами.

Инструкция: «Давай поиграем в почтальонов. Ты знаешь, кто такой почтальон? Чем он занимается? (Ответы ребенка по необходимости дополняются педагогом-психологом. ) Я хочу предложить тебе роль почтальона. Это письма, которые почтальон должен вручить адресатам (при этом перед мальчиками ставится игрушка – машина, груженная почтой; девочкам предлагается красочная сумка почтальона, наполненная письмами; пока ребенок рассматривает атрибуты к игре, педагог-психолог продолжает… ) Обычно письма посылают друзьям, родным и близким. Пусть эти письма почтальон принесет ребятам из твоей группы (твоим маме, папе, бабушке – называются все члены семьи ребенка ). Выбери фигурки, которые будут изображать ребят твоей группы (твою маму, папу, бабушку и других членов твоей семьи; отобранные фигурки остаются на столе в поле зрения ребенка, каждой ставится коробочка – «почтовый ящик» ). Посмотри, к нам пришел Незнакомец (педагог-психолог ставит на стол фигурку Незнакомца и поч товый ящик для него ). В почтовый ящик Незнакомца почтальон тоже может опускать письма, но только в том случае, когда какое-то из писем ты не захочешь передать никому из своих друзей (родных )».

Если ребенок раскладывает письма в каждый ящик чисто механически, то педагог-психолог может спросить его после прочтения «адреса» (короткой фразы на конверте): «Подумай, к кому из адресатов письмо с таким адресом относится больше всего? А теперь подумай, кому в ящик положить следующее письмо».

1 Модификация А.Ю. Кремляковой методики «Два домика».

2 Возможные варианты темы «Мой друг (подруга)», «Я с товарищем (подругой) в детском саду».

3 Модификация А.Ю. Кремляковой методики «Дерево с человечками».

МЕТОДИКА «ДВА ДОМА»

Данная методика предложена И. Вандвик, П. Экблад в 1994 г. и предназначена для диагностики сферы общения ребенка.

Цель исследования: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам группы.

Материал и оборудование : лист бумаги, красный и черный карандаши (фломастеры).

Стимульный материал: лист бумаги, на котором нарисованы 2 стандартных домика. Один из них побольше, красного цвета, другой – поменьше, черного цвета.

Проведение исследования: задание выполняется с двумя детьми 3,5–4 лет поочередно.

Исследование проводится строго индивидуально. Сначала кратко обсуждается, в каком доме живет ребенок. Затем психолог предлагает: «А теперь давай выстроим для тебя прекрасный, красный, красивый дом». (Рисует на глазах у ребенка красный дом, еще и еще раз подчеркивая его привлекательность.) «А теперь давай этот прекрасный дом заселим. Конечно, в нем будешь жить ты, ведь мы его для тебя и построили! (Около дома записывается имя ребенка.) А кто еще? Здесь, в этом новом доме могут жить все, кого ты захочешь поселить с собой, неважно, живете вы сейчас рядом или нет. Поселяй, кого хочешь!» Когда ребенок называет будущего обитателя красного дома, психолог записывает новое имя и как можно более нейтрально интересуется, а кто это.

Записав двух-трех новоселов в красный дом, психолог рисует рядом еще один дом – черный, но никак его не характеризует. «Может быть, кого-то ты не захочешь поселить рядом с собой в красный дом. Но надо, чтобы им тоже было где жить». (В классическом варианте проведения этой методики оба дома рисуются сразу. Но это получается слишком грубо, навязчиво, поэтому о черном доме лучше вспомнить потом, как бы между прочим.) Ни в коем случае не сообщается, что этот дом плохой или чем-то хуже красного. Черный дом вообще не оценивается, это просто другой дом.

Если черный дом не заполняется жильцами, ребенка к этому мягко побуждают: «Что же, этот дом так и будет стоять пустой?» После этого список жильцов обоих домов дополняется.

Если кто-то из реального окружения ребенка вообще не упомянут, то психолог может спросить о нем впрямую: «Ой, а учительницу (или бабушку) мы вообще никуда не поселили. А ведь ей тоже надо где-то жить?» Разумеется, этот вопрос тоже задается нейтральным тоном, и ни в коем случае не в акцентированной форме: «Ты поселишь учительницу с собой или отдельно?»

Обработка и анализ результатов.

Результаты этой методики интерпретируются «впрямую», без символической дешифровки. Учитываются и количественные показатели (сколько людей ребенок охотно вселяет в свой дом), и, главное, показатели качественные. Очень важно, куда поселит ребенок родителей (поэтому методику «Два дома» лучше проводить не в их присутствии), младшего брата или сестру, воспитателей, попадут ли в число новоселов другие сверстники.

В практических тетрадях отмечаются фамилия, имя, возраст ребенка, дата проведения задания, а также наиболее яркие реакции, высказывания ребенка. Материал задания прилагается.

На основе проведенного анализа формируется вывод об общих выявленных в ходе задания особенностях общения детей (по каждому ребенку отдельно).

Стимульный материал «Два домика»

Коммуникативная деятельность – это, прежде всего, межличностное (субъект‐субъектное) взаимодействие, в ходе которого происходит восприятие, оценка и понимание другого человека, а так же информационное обогащение субъектов

общения, в результате чего складываются образования материального и духовного характера и отношения (устойчивые взаимосвязи) с другими людьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностики уровня развития коммуникативной деятельности

Коммуникативная деятельность – это, прежде всего, межличностное (субъект субъектное) взаимодействие, в ходе которого происходит восприятие, оценка и понимание другого человека, а так же информационное обогащение субъектов

общения, в результате чего складываются образования материального и духовного характера и отношения (устойчивые взаимосвязи) с другими людьми.

Это взаимодействие может осуществляться разными коммуникативными средствами (вербальными и невербальными), в разных формах (диалог, управление, подражание), используя разные поведенческие стратегии или типы взаимодействия (конкуренцию, сотрудничество, приспособление).

Исходя из определения коммуникативной деятельности как «взаимодействия», для диагностики уровня развития коммуникативной деятельности старших дошкольников определены следующие критерии и показатели, включающие в себя:

1. Уровень развития сотрудничества, как оптимального типа взаимодействия: способность видеть действия партнера; согласованность действий партнеров; осуществление взаимного контроля; взаимопомощь; отношение к результату деятельности.

2. Уровень развития партнерского диалога в детском коллективе, как оптимальной формы взаимодействия: способность слушать партнера; способность договариваться с партнером; способность к эмпатии.

3. Отношение ребенка к себе и другим, возникающее в результате общения. Данные критерии, наиболее полно позволяют определить уровень развития коммуникативной деятельности, так как дают возможность увидеть, как протекает коммуникативная деятельность и какие отношения складываются в группе в результате этой деятельности.

Для выявления уровня развития коммуникативной деятельности старших дошкольников составлен комплекс диагностических методов и методик, на основе выделенных критериев и показателей. В данный комплекс включены методы и методики: наблюдение общения детей со сверстниками в повседневной жизни, проективная методика «Два домика», экспериментальная методика Лабиринт Л. А. Венгера. Каждая из этих методик и методов позволит оценить тот или иной критерий, представленный в таблице.

Уровни развития коммуникативной деятельности старших дошкольников

Высокий уровень

характеризуется высокой степенью развития сотрудничества в детском коллективе: способностью замечать и предугадывать действия партнера, согласовывать свои действия с другими членами группы, осуществлять взаимопомощь. Способностью

к партнерскому диалогу: умению внимательно слушать партнера, договариваться с ним, эмоционально настраиваться на чувства партнера. Положительным отношением ребенка к другим и к самому себе.

Средний уровень

сотрудничество и взаимодействие носит ситуативный и импульсивно ‐

непосредственный характер, то есть в дети замечают действия партнера только в каждой конкретной ситуации. Дети не способны предугадывать действия партнера, и вырабатывать общей способ решения задачи. Дети умеют слушать и договариваться, но не обнаруживает способности эмоционально пристраиваться к партнеру; или в некоторых ситуациях проявляет недостаточно терпения при слушании партнера, не вполне адекватно понимают его экспрессию и затрудняются договориться с ним. В результате у ребенка сформировано положительное отношение к себе и избирательное отношение к другим детям.

Низкий уровень

характеризуется практически полным отсутствием сотрудничества. Дети не видят действий партнера, или действия партнера воспринимаются как образец для

некритичного слепого подражания. Нет ни предвосхищения своих действий, ни поисков общих способов решений поставленной задачи

Таблица

Методы и методики диагностики уровня развития коммуникативной деятельности

Таким образом, коммуникативная деятельность многогранное понятие, имеющее

сложную структуру и включающее в себя разные стороны и аспекты, что представляет определенные трудности в ее исследовании и определяет отсутствие единого мнения ученых в выделении критериев и показателей ее исследования. Однако по нашему мнению, понимание коммуникативной деятельности как

«взаимодействия» делает необходимым диагностики именно того как оно (взаимодействие) осуществляется, то есть какая форма взаимодействия преобладает в дошкольной группе, какой тип взаимодействия предпочитают дети и какие отношения складываются между членами группы в итоге.

Тест «Два домика»

Для проведения теста нужен лист бумаги, на котором рисуют два домика. Один из них побольше – красного цвета, другой поменьше – черного цвета. Как правило, этот рисунок не заготавливают заранее, а делают на глазах у ребенка черным и красным карандашами.

Инструкция : «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, в нем много красивых игрушек , и ты можешь пригласить к себе всех, кого захочешь. А в черном домике игрушек совсем нет. Подумай и скажи, кого из ребят своей группы ты пригласил бы к себе, а кого поселил бы в черном домике».

Взрослый записывает, кто, где поселится, затем спрашивает, не хочет ли ребенок поменять кого-нибудь местами, не забыл ли кого-нибудь.

Анализ результатов:

Интерпретируя результаты теста, следует обратить внимание на то, сколько детей ребенок поместил в красном и черном домиках, в отношении кого из детей группы сделан положительный, а в отношении кого отрицательный выбор. Для каждого ребенка считают число положительных (количество баллов со знаком «+») и отрицательных выборов (количество баллов со знаком «минус») со стороны других детей группы, затем из большего вычитают меньшее и ставят знак большего числа.

4 и более баллов – «социометрические звезды», это внешне привлекательные, достаточно уверенные в себе дети, которые пользуются авторитетом в группе сверстников, они лидируют в играх, с ними охотно дружат другие дети.

от +1 до +3 баллов (выборов со знаком «минус» нет) – эти дети предпочитают игры и общение с постоянным ограниченным кругом друзей (или одним постоянным другом), при этом с другими детьми они почти не конфликтуют, в своей маленькой группе могут быть лидерами.

СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА «ДВА ДОМИКА»

(по)

Цель: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам.

Оборудование: Лист бумаги, на котором нарисованы два дома. Один из них – большой красивый, красного цвета, а другой – маленький, черного цвета.

Инструкция: «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, в нем много красивых игрушек, и ты можешь пригласить к себе всех, кого захочешь. А в черном домике игрушек совсем нет. Подумай и скажи, кого из ребят своей группы ты пригласил бы к себе, а кого поселил бы в черном домике».

Ход исследования:

В процессе исследования педагог-­психолог индивидуально беседует с каждым из детей, а воспитатель решает вопросы дисциплины, то есть “присматривает” за ребятами, которые либо уже выполнили задания методики и освободились, либо ждут свой очереди.

Взрослый записывает, кто, где поселится, затем спрашивает, не хочет ли ребенок поменять кого-нибудь местами, не забыл ли кого-нибудь.

Если воспитательная группа насчитывает 10–15 человек, ребенку предлагают сделать до 3 положительных и отрицательных выбора. Если в группе от 16 до 25 человек – до 5 выборов. В том случае, если ребенок не желает никого выбирать, воспитателю не стоит настаивать на принятии им решения.

Обработка и интерпретация результатов:

Ответы детей заносятся в специальную таблицу (матрицу), в которой фамилии ребят расположены по алфавиту . Таким образом, каждому воспитаннику присваивается порядковый номер, который должен быть одним и тем же при проведении других вариантов социометрического исследования


(Образец бланка социоматрицы прилагается.)

Условные обозначения для социоматрицы:

+ – положительный выбор (ответ на первый вопрос)

­ – отрицательный выбор (ответ на второй вопрос)

Определение социометрического статуса.

Сумма отрицательных и положительных ответов, полученных каждым ребенком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус).

Чтобы определить статус ребенка в группе, изначально необходимо вычислить среднюю сумму положительных выборов (ССПВ), которая является своеобразным ориентиром распределения мест в иерархии коллектива :

ССПВ = общая сумма положительных выборов

количество детей в группе

Выделяют следующие типы социометрического статуса:

— “Популярные” (“звезды”) – дети, получившие в 2 раза больше положительных выборов от средней суммы положительных выборов.

— “Предпочитаемые” – дети, получившие среднее и выше среднего значения положительного выбора (до уровня показателя “звезды”).

— “Пренебрегаемые” или «оттесненные»– дети, получившие меньше среднего значения положительного выбора.

— “Изолированные” – дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (то есть остаются незамеченными своими сверстниками).

— “Отвергаемые” – дети, получившие только отрицательные выборы.

Не всякая группа имеет четкую структуру межличностных отношений, в которой ярко выражены как “звезды”, так и “отверженные”. Иногда дети получают примерно равное количество положительных выборов, что свидетельствует о правильной стратегии воспитания и формирования межличностных отношений в детском коллективе.

Нередко понятие социометрической “звезды” смешивается с понятием лидера. Это неверно, так как здесь не учитывается, что “звездность” – показатель эмоциональной притягательности человека, хорошего отношения к нему со стороны товарищей. Ребенок может стать социометрической “звездой”, потому что красивый или дает конфеты, а не в силу личностных качеств, которые ценятся в человеке (честный, добрый и т. д.).

Лидерство же – это процесс реального главенствования одного над другим, показатель действительного влияния того или иного члена группы на сверстников. Поэтому неудивительно, что лидером и “звездой” могут быть разные дети: ведь для завоевания положения “звезды” и положения лидера нужны различные качества личности. Например, лидер должен обладать организаторскими способностями, которые могут отсутствовать у “звезды”.

Для получения наглядной информации о соотношении в группе различных социометрических статусов, можно составить таблицу.

(Образец таблицы прилагается.)

Опираясь на данные социометрии, можно определить уровень благополучия взаимоотношений группы:

— Высокий уровень благополучия взаимоотношений фиксируется в том случае, если в группе больше детей с первой и второй статусной категорией.

— Средний уровень фиксируется тогда, когда в двух первых и трех последних группах число лиц примерно одинаково.

— Низкий уровень отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом (“пренебрегаемые”, “изолированные” и “отвергаемые”).


При анализе данных социометрии важным результатом является взаимность выборов детей, на основе которых высчитывается коэффициент сплоченности группы:

Показатель хорошей групповой сплоченности лежит в диапазоне 0,6 – 0,7

Высокий коэффициент сплоченности может свидетельствовать о том, что в воспитательной группе детей связывают прочные взаимные отношения, которые ими хорошо осознаются.

Но эта величина ничего не говорит о том, на какой основе возникла взаимность. Коэффициент сплоченности, следовательно, может выражать различный характер отношений, существующих в коллективе. Он может быть показателем действительного единства коллектива на базе совместной деятельности, направленной на выполнение общественно полезных дел (уход за животными и растениями, уборка территории, помощь воспитателю в сервировке стола). Но с другой стороны, высокий коэффициент взаимности может свидетельствовать и о фактической разобщенности группы на отдельные пары, микрогруппы, об отсутствии в группе выработанного общественного мнения, о круговой поруке и т. д. Отсюда ясно, что за одинаковыми количественными показателями могут скрываться противоположные взаимоотношения. Поэтому важно уяснить, что собой представляет структура группы, из каких “союзов” она состоит.

На основе социоматрицы возможно построение социо­граммы , которая делает возможным наглядное представ­ление социометрии в виде схемы-«мишени», что является существенным дополнением к табличному подходу.

Каждая окружность в социограмме имеет свое значение.

I) Внутренний круг - это так называемая «зона звезд», в которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов.

II) Второй круг-зона предпочитаемых, в которую вхо­дят лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.

III) Третий круг - зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.

IV)Четвертый круг - зона изолированных - это те, которые не получили ни одного очка.

Социограмма наглядно представляет наличие груп­пировок в коллективе и взаимоотношения между ними (симпатии, контакты). Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встреча­ются положительные группировки из 2-3 членов, реже из 4 и более членов.

Помогайте ребенку определить сферу его интересов. Действуя в той области, которая ему хорошо знакома, ребенок приобретает уверенность, а это основа лидерства!

Цель: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам.

Оборудование: На столе стоят два макета домиков. Один из них – большой красивый, красного цвета, а другой – маленький, черного цвета.

Инструкция: «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, в нем много красивых игрушек, и ты можешь пригласить к себе всех, кого захочешь. А в черном домике игрушек совсем нет. Подумай и скажи, кого из ребят своей группы ты пригласил бы к себе, а кого поселил бы в черном домике».

Ход исследования:

В процессе исследования педагог-психолог индивидуально беседует с каждым из детей, а воспитатель решает вопросы дисциплины, то есть “присматривает” за ребятами, которые либо уже выполнили задания методики и освободились, либо ждут свой очереди.

Взрослый записывает, кто, где поселится, затем спрашивает, не хочет ли ребенок поменять кого-нибудь местами, не забыл ли кого-нибудь.

Воспитательная группа насчитывает 10–15 человек, ребенку предлагают сделать до 3 положительных и отрицательных выбора. Если в группе от 16 до 25 человек – до 5 выборов. В том случае, если ребенок не желает никого выбирать, воспитателю не стоит настаивать на принятии им решения.

Обработка и интерпретация результатов:

Ответы детей заносятся в специальную таблицу (матрицу), в которой фамилии ребят расположены по алфавиту. Таким образом, каждому воспитаннику присваивается порядковый номер, который должен быть одним и тем же при проведении других вариантов социометрического исследования

(Образец бланка социоматрицы прилагается.)

Условные обозначения для социоматрицы:

+ – положительный выбор (ответ на первый вопрос)

– отрицательный выбор (ответ на второй вопрос)

Определение социометрического статуса.

Сумма отрицательных и положительных ответов, полученных каждым ребенком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус).

Чтобы определить статус ребенка в группе, изначально необходимо вычислить среднюю сумму положительных выборов (ССПВ), которая является своеобразным ориентиром распределения мест в иерархии коллектива:

ССПВ = общая сумма положительных выборов

Количество детей в группе

Выделяют следующие типы социометрического статуса:

  • “Популярные” (“звезды”) – дети, получившие в 2 раза больше положительных выборов от средней суммы положительных выборов.
  • “Предпочитаемые” – дети, получившие среднее и выше среднего значения положительного выбора (до уровня показателя “звезды”).
  • “Пренебрегаемые” или «оттесненные»– дети, получившие меньше среднего значения положительного выбора.
  • “Изолированные” – дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (то есть остаются незамеченными своими сверстниками).
  • “Отвергаемые” – дети, получившие только отрицательные выборы.

Не всякая группа имеет четкую структуру межличностных отношений, в которой ярко выражены как “звезды”, так и “отверженные”. Иногда дети получают примерно равное количество положительных выборов, что свидетельствует о правильной стратегии воспитания и формирования межличностных отношений в детском коллективе.

Нередко понятие социометрической “звезды” смешивается с понятием лидера. Это неверно, так как здесь не учитывается, что “звездность” – показатель эмоциональной притягательности человека, хорошего отношения к нему со стороны товарищей. Ребенок может стать социометрической “звездой”, потому что красивый или дает конфеты, а не в силу личностных качеств, которые ценятся в человеке (честный, добрый и т. д.).

Лидерство же – это процесс реального главенствования одного над другим, показатель действительного влияния того или иного члена группы на сверстников. Поэтому неудивительно, что лидером и “звездой” могут быть разные дети: ведь для завоевания положения “звезды” и положения лидера нужны различные качества личности. Например, лидер должен обладать организаторскими способностями, которые могут отсутствовать у “звезды”.

Для получения наглядной информации о соотношении в группе различных социометрических статусов, можно составить таблицу.

(Образец таблицы прилагается.)

Опираясь на данные социометрии, можно определить уровень благополучия взаимоотношений группы:

  • Высокий уровень благополучия взаимоотношений фиксируется в том случае, если в группе больше детей с первой и второй статусной категорией.
  • Средний уровень фиксируется тогда, когда в двух первых и трех последних группах число лиц примерно одинаково.
  • Низкий уровень отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом (“пренебрегаемые”, “изолированные” и “отвергаемые”).

При анализе данных социометрии важным результатом является взаимность выборов детей, на основе которых высчитывается коэффициент сплоченности группы:

Показатель хорошей групповой сплоченности лежит в диапазоне 0,6 – 0,7

Высокий коэффициент сплоченности может свидетельствовать о том, что в воспитательной группе детей связывают прочные взаимные отношения, которые ими хорошо осознаются.

Но эта величина ничего не говорит о том, на какой основе возникла взаимность. Коэффициент сплоченности, следовательно, может выражать различный характер отношений, существующих в коллективе. Он может быть показателем действительного единства коллектива на базе совместной деятельности, направленной на выполнение общественно полезных дел (уход за животными и растениями, уборка территории, помощь воспитателю в сервировке стола). Но с другой стороны, высокий коэффициент взаимности может свидетельствовать и о фактической разобщенности группы на отдельные пары, микрогруппы, об отсутствии в группе выработанного общественного мнения, о круговой поруке и т. д. Отсюда ясно, что за одинаковыми количественными показателями могут скрываться противоположные взаимоотношения. Поэтому важно уяснить, что собой представляет структура группы, из каких “союзов” она состоит.

На основе социоматрицы возможно построение социограммы , которая делает возможным наглядное представление социометрии в виде схемы-«мишени», что является существенным дополнением к табличному подходу.

Каждая окружность в социограмме имеет свое значение.

I) Внутренний круг - это так называемая «зона звезд», в которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов.

II) Второй круг-зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.

III) Третий круг - зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.

IV)Четвертый круг - зона изолированных - это те, которые не получили ни одного очка.


Социограмма наглядно представляет наличие группировок в коллективе и взаимоотношения между ними (симпатии, контакты). Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2-3 членов, реже из 4 и более членов.

Помогайте ребенку определить сферу его интересов. Действуя в той области, которая ему хорошо знакома, ребенок приобретает уверенность, а это основа лиде рства!



© 2024
lekarevka.ru - Медицинский портал - Lekarevka