24.02.2024

Нет друга ищи а нашел береги объяснение. Классный час на тему: «Нет друга – ищи, а нашел - береги


Тема: «Нет друга - ищи, а нашел – береги!»

Цели деятельности:

1.Создать условия для формирования у детей доброжелательного отношения с окружающим их людям, умений ценить друзей, дружбу, заботиться о близких людях;

2. Способствовать формированию ценностного отношения ребенка к себе и окружающим его людям, дружного и сплоченного коллектива ;

3.Способствовать развитию артистических способностей у детей;

4.На основе примеров и жизненного опыта детей показать важность и ценность настоящей дружбы.

Воспитательные результаты:

- результаты первого уровня : приобретение школьниками знаний о важности и ценности доброжелательного отношения к окружающим, дружбы, ее законах и правилах, овладение способами самосознания, рефлексии;

Результаты второго уровня : формирование ценностного отношения к дружбе, осознание важности и ценности настоящей дружбы.

Оборудование : запись песни «Улыбка» (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского);

плакаты «Дружба в классе нужна», пословицы и поговорки о дружбе, макет корабля «Дружба».

маска людоеда, синяя ткань, острова из картона.

С ц е н а р и й з а н я т и я

Сообщение темы занятия.

Какое прекрасное слово – «дружба» Произносишь его и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу, фантазировать. Друг - это любимая книга, друг - это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту, друг - это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний.

Русские пословицы гласят:

- Не имей сто рублей, а имей сто друзей;

- Друга ищи, а найдешь - береги.

- Человек без друзей, что дерево без корней.

- Дружба как стекло: разобьешь – не сложишь.

Вводная беседа о дружбе

Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, преданности, общности интересов, идей, целей. Дружба связывает не только отдельных людей, но и целые коллективы, предприятия, классы. Есть дружба народов, существуют особые дружеские отношения между странами .

Какого человека можно назвать другом? (Ответы детей)

(Подготовленный ученик читает стих )

Требуется друг

Все живут, не тужат, а со мной не дружат!

Предлагаю Ильиной: »Ты дружи со мной одной»

Есть разряд у Ильиной и девчонок свита.

Подружусь я с Ильиной – стану знаменита.

Все пятерки до одной у Светловой Нади.

Я прошу: »А ты со мной подружись хоть на день.

Будешь ты меня спасать – дашь контрольную списать».

А девчонки на дыбы! Говорят: »Молчала бы!»

Не вставать же на колени, уговаривать подруг…

Напишу я объявленье: Срочно требуется друг. А. Барто

Как вы думаете, какими должны быть друзья? (Верными, надежными.)

Чем отличаются слова «друг», «товарищ», «приятель»?

Какими качествами должен обладать настоящий друг? (Честный, преданный, скромный, доброжелательный.)

Можете ли вы смело сказать, что у вас есть друзья?

Сегодня мы проверим, хорошими ли вы стали друзьями, научились ли вы понимать друг друга. Даже, если до сих пор вам по каким-то причинам еще не удалось найти общий язык друг с другом, значит, будем этому учиться

Для начала сядем в круг и поиграем в игру «Я люблю!»

1 участник (Вика) говорит: »Я люблю яблоки», 2 участник (Андрей) – «Вика любит яблоки, а я люблю конфеты», 3 участник – «Вика любит яблоки, Андрей любит конфеты, а я люблю собак» и т. д.

Тот, кто по какой-то причине ошибся, отдает вант. В конце занятия, все проигравшие, должны выкупить свои фанты творчески, например, поздравить класс с…(новым учебным годом, с хорошей оценкой и т. д.)

В дружбе всякое бывает: огорчения, радости. Добрые друзья – это радость! Очень хорошо, если друзья вместе веселятся, да так, что смех аж сыплется из нас. Правда не стоит забывать, что засмеявшись, можно обидеть человека. Сейчас мы потренируемся - не смеяться, когда очень смешно. Игра называется «Не смейся».

Все игроки садятся на корточки в круг. Ведущий предупреждает, что смеяться нельзя. Дает задание детям: взять за нос соседа справа, обнять за плечи друг друга, оттянуть у соседа уши, показать соседу рожки, поквакать, покрякать, оттянуть щеки соседа и т. д.

А ведь все-таки стало смешно … Да и смейтесь на здоровье! Ведь смех – это лучшее лекарство, не только от скуки, но и от болезней. Учеными установлено, что человек веселый, жизнерадостный реже болеет и дольше живет.

Давайте отложим дела на потом,

О дружбе расскажем. О дружбе споем,

Пусть искорка дружбы, что вместе зажжем,

Подарит нам радость, согреет теплом!

Ребята исполняют песню: «Если с другом вышел в путь».

Самый лучший друг веселый, добрый и готовый прийти на помощь в любую минуту. Ну а друга надо сначала найти, он с неба не свалится, поиграем в игру «Найди друга».

С закрытыми глазами наугад нужно подойти к человеку, на ощупь его узнать. Познакомить, то есть представляться, можно даже именами сказочных героев или мультипликационных героев.

Представьте, что мы отправились в кругосветное путешествие на корабле. Солнце ярко светит, море ласково светится, соленый ветер наполняет легкие. Вдруг ветер усилился и наш корабль, как щепку заметало по морюсь, и он подвергся крушению. Крепко держитесь друг за друга. Совсем близко видны острова. Покажите, как поддерживая своего товарища, вы добрались до спасательной земли. В трудной ситуации друзья могут надеяться только на помощь и поддержку друг друга.

(Чтение стихотворения)

Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадет,

В любой беде не пропадет.

А если и споткнется вдруг

То встать ему поможет друг,

Всегда ему надежный друг

В беде протянет руку.

С. Михалков

Трудности не закончились. Представьте, что на вас нападает племя людоедов. Они указали пальцем на одного из вас и уже хотят его съесть. Теперь его жизнь только в ваших руках. Вы можете уговорить вождя - не есть вашего товарища, только, если расскажите о его самых лучших качествах. Всего несколько слов и жизнь друга спасена!

Молодцы, ребята, вы не побоялись кровожадных людоедов!

Но вот, о ужас! Половина острова вот-вот окажется под водой. Увы, придется расставаться и по одному перебираться на соседние острова. Время на раздумье нет, где же вас примут? Как ни странно, но самым сухим останется остров, на котором окажется больше всего ребят.

Учитель подыгрывает «топит» острова, на которых осталось мало детей так, чтобы все ребята собрались вместе на одном воображаемом острове.

Пора звать на помощь! Договоритесь за 30 секунд, как вы будете звать на помощь, покажите.

В выполнении задания участвуют все.

Да. Эти задания могли выполнить настоящие друзья. Помощь подоспела вовремя. Все в безопасности.

Проверим домашнее задание. Кто больше подобрал пословиц о дружбе.

Друзья познаются…(в беде).

Человек без друга, что земля… (без воды).

Человек без друзей, что дерево… (без корней).

Старый друг лучше … (новых двух).

Дружба крепка не лестью, а …(правдой и честью).

Нет лучше дружка, чем …(родимая матушка).

Дружба не гриб, в лесу (не найдешь).

Верный друг …(лучше сотни слуг).

Друг лучше старый, а платье …(новое).

Дерево живет корнями, человек …(друзьями).

Дружбой дорожи, забывать. ..(не спеши).

Рефлексия. Итог занятия.

- Расскажите о своем главном достижении в этом году. В ответ на каждое достижение, все дети хором произносят: «Это здорово!». Одновременно поднимают вверх палец правой руки.

Давайте снова встанем в круг. Теперь нужно сказать товарищу, стоящему рядом справа «Ты мой лучший друг, потому что…».

Проигравшие в начале занятия выкупают фанты

Цель: Раскрыть сущность понятия “дружба, друг”, показать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в жизни, вывести законы дружбы, воспитывать стремление дружить с окружающими.

Ход занятия

Кто нарисован на картине? (слайд 2)

Что несет в руках?

Как вы думаете, почему не сжигает и не ослепляет человека огненный шар?

Женщина идет по дороге жизни, на голове ее убор из золотых перьев.

Ее веки прикрыты.

Обеими руками - бережно и нежно она несет перед собой мягкий сияющий шар. Кругом - темнота. И только шар освещает путь.

Как бы вы назвали картину.

А литовский художник Чюрленис назвал картину “Дружба”. (МОЛЧАНИЕ)

А как вы думаете, почему?

Чем похожи солнце и дружба?

Итак, дружба? Закройте глаза произнесите шепотом слово – "дружба".

С какой погодой вы бы сравнили слово "дружба".

А какие краски вы возьмете, чтобы нарисовать дружбу?

А можно ли по дороге жизни пройти без друзей?

Очень сложно в жизни без друзей.

“Нет друга – ищи, а нашел- береги.”(Рукой на доску).

Вот эти слова и будут эпиграфом нашего разговора

И мы выведем некоторые законы дружбы.

Что такое дружба?

А вот как в толковом словаре Ожегова даны объяснения, что такое дружба, друг. (слайд 3)

Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Друг - человек, который связан с кем-нибудь.

На жизненном пути человек встречается с разными людьми: добрыми и злыми, щедрыми и жадными, бескорыстными, мужественными и трусливыми.

Как же среди множества людей найти друга?

Закончите фразу: “Друг - это тот....”

Что у нас получилось?

У нас получился коллективный портрет друга.:

“Настоящий друг везде
Верен, в счастье и беде;
Грусть твоя его тревожит,
Ты не спишь он спать не может,
И во всем без дальних слов
Он помочь тебе готов. (Шекспир.)

У русского народа есть много пословиц и поговорок о дружбе. Какие пословицы вы знаете?

  • Не имей 100рублей, а имей 100 рублей.
  • Дружба не гриб, в лесу не найдешь.
  • Человек без друзей, что дерево без корней. (слайд 4,5)

Как понимаете пословицу о дружбе: “Не имей -100 рублей, а имей 100 друзей.”

Много мнений мы сейчас выслушали, но главное то, что мы дружбу считаем важнее денег.

Конечно, хорошо иметь и 100 рублей и 100 друзей.

Но что легче найти?

У кого в кармане есть деньги.

Вы сразу нашли, а друга сразу найдем?

Оказывается деньги найти легче, чем отыскать друга.

Вы сделали правильный выбор. Ведь деньги приходят и уходят, а настоящие друзья остаются всегда рядом.

А когда рядом друг разве можно быть одиноким и несчастным?

Послушайте сказку, услышав которую будете точно знать,

Что лучше друзья или деньги?

- Сказка “Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец, но человек этот был добрый и хороший, поэтому у него и было много друзей.

Но однажды случилась беда. В одну из ночей каким-то неизвестным ворам удалось проникнуть во владения нашего героя и угнать всех овец. Когда наутро хозяин увидел, что стало с его хозяйством, он сел и горько заплакал.: ведь теперь он лишился всех своих денег и работы. Весть о краже быстро разнеслась по окрестным селам, и уже на следующий день

увидел этот человек, как по дороге, ведущей к его дому, идут его друзья. Но друзья шли не с простыми руками- каждый из них вел за собой маленькое стадо овец. Когда все друзья собрались то у него получилось стадо больше,чем прежде!” Вот такая произошла история с нашим героем.

А были ли в вашей жизни случаи, когда вы помогали другу, или друг помогал вам.

Какой закон дружбы выведем?

Помогать другу.

Тихонечко встали, отдохнем. Песня “Настоящий друг” 2 к. “дружба крепкая не сломается..” ТАНЕЦ ДРУЖБА с цветами. Или цветы-дружбы.

Продолжим наш разговор.

2. Что нужно для того, чтобы дружба стала крепче?

Посмотрим сценку:

Гриша, Гриша, дай мне нож.

Ты обратно не вернешь.

Дай-ка, Гриша, карандаш.

Ты обратно не отдашь.

Гриша, Гриша, дай резинку.

Ты откусишь половинку.

Гриша, Гриша, дай чернил.

Ты бы сбегал и купил.

Какой совет – закон дадим героям этой сценки? Какой закон дружбы выведем? (Не жадничай. Делись с друзьями.)

3. А следующий закон - дружбы вы выведете сами, прочитав стихотворение и ПОДЧЕРКНИТЕ в стихотворении закон- дружбы.

На школьном утреннике. Барто.

Какой закон выведем?

Умей радоваться успехам другого. Это очень трудно, но к этому надо стремиться.

Расскажите о случаях,когда вы радовались удачам своих друзей.

Продолжим работу над этим законом.

Ребята, мне хочется рассказать вам одну историю, которая произошла со мной.

Когда я была маленькая с нами по соседству жил мальчик. Звали его Вова. Вова рос крепким, сильным.

Хотелось ли вам иметь такого друга?

Мы все его боялись. Да и как не бояться такого? Мальчишек он бил. В нас, в девчонок он стрелял из рогатки. А взрослым корчил рожи.

Даже собаку и ту обижал. Он наступал ему на хвост.

А коту Мурзею усы выдергивал. Колючего ежика под шкаф загонял.

Даже своей бабушке грубил. Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился, хвастался. Гордился, да недолго.

Настал такой день, когда мальчишки не захотели с ним играть. Оставили его одного. Он к нам девчонкам, побежал. Но и девчонки от него отвернулись.

Кинулся он тогда к Шарику. А тот от него на улицу убежал.

Хотел с котом Мурзеем поиграть а кот под шкаф забрался и недобрыми.злыми глазами смотрел на него. Сердился. Хотел с ежиком поиграть, а тот

Давно убежал жить в другой дом. Подошел Вова было к бабушке.

Обиженная бабушка даже глаз на него не подняла. Сидит бабушка в уголке, вяжет, да слезинки утирает.

Настало самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете: Вова остался один. Один-одинешенек!

Почему Вова остался один одинешенек?

Какие законы дружбы Вова должен соблюдать, чтобы с ним все дружили?

Не драться.

Не грубить.

Не дразниться.

Не бояться просить прощения.

Уступай младшим, защищай друга.

Итак, мы с вами вывели некоторые законы дружбы: (слайд 6)

1. Помогай другу.

2. Не жадничай.

3. Радуйся успеху друга.

Соблюдая эти правила,я думаю вы никогда не потеряете друга. Берегите друзей от неверных поступков, приходите на помощь другу и тогда вы сами будете называться настоящим другом. Стать настоящим другом трудно, но к этому надо стремиться.

Встали все в круг, возьмитесь за руки: это руки друга,

Это плечо друга, на которое можно опереться,

Это наша дружба(руки Вверх)

Песня “Дружба крепкая не сломается”. (слайд 7)

Конспект внеурочного урока для 1-4 класса на тему:

"Нет друга - ищи, а нашел - береги"

Педагог –библиотекарь:

Заболоцкая Нина Леонидовна

Описание материала: классный час проводился в рамках районного семинара на тему: «Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС»
Цель: формировать у детей духовно - нравственные качества личности (доброту, милосердие, сочувствие, взаимопонимание)
Планируемый результат: задуматься о том, кто такие настоящие друзья и какими качествами должен обладать настоящий друг
Коммуникативные УУД
- формулировать собственное мнение, позицию
- уметь общаться, слушать и слышать друг друга
- формулировать собственное мнение и аргументировать свою позицию
- уметь работать в сотрудничестве, предлагать помощь
Материал и оборудование:
Для каждого из детей:
- Простой карандаш или ручка, клей – карандаш
- Вырезанные из цветной бумаги серединка и лепестки для цветка (на каждого одна серединка и семь лепестков)

Диплом лучшего друга (купить или распечатать)
Для каждой группы:
- Конверт с пословицами в виде PUZZLE
- Листы А3 с изображением детей

Карточки - качества (каждой группе – свой конверт с разрезанными карточками)

Для учителя:
- Проектор
- Конспект
- Викторина
- Карточки - подсказки для вывешивания на доску
- Видео физ. минутка музыкальная
- Видео отрывок из мультфильма «Кот Леопольд»
- Смайлики – наклейки для оценки
Предварительная работа:
- оформить книжную выставку: «Винни – Пух и все – все – все», «Бременские музыканты», «Денискины рассказы», «Золотой ключик или приключения Буратино» и другие, где встречается упоминание о дружбе, друзьях
- перед проведением урока разделить класс на две группы и удобно поставить для работы парты и стулья
- проверить техническое оборудование
- подготовить места для гостей
Ход мероприятия:
Учитель предлагает посмотреть фрагмент мультфильма «Кот Леопольд»»

Что вы увидели?
- Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить? (о дружбе)

Верно, но говорить мы будем не только о дружбе, а еще о том, кого можно назвать другом, каким должен быть настоящий друг, узнаем, что такое «крепкая дружба», попробуем определить законы дружбы.
-Для начала попробуйте к этому слову подобрать однокоренные (родственные) слова (ребята называют, а потом сравнивают с вариантом учителя)

А как вы думаете, что такое дружба?(выслушиваем варианты детей)

Однозначных ответов на этот вопрос не существует, даже у вас мнений оказалось несколько.
-А как вы думаете, дружить это хорошо? Почему?
-Сколько может длиться дружба?
-Можно ли обойтись без друзей?
-А как вы думаете, как давно появилось понятие (само слово) «дружба»?
-Действительно, дружба может длиться очень долго и появилась она много – много лет назад. Вспомните, как народ передавал свои знания будущему поколению? (в сказках, песенках, загадках, пословицах, поговорках и пр.). Дружба появилась очень давно, а значит, упоминания о ней можно встретить в пословицах и поговорках. Что такое пословица? (краткое изречение, в котором отражена мудрость народа).

Работа в группах: Учитель предлагает поиграть в игру «Собери пословицу». Каждая группа получает конверт. В конверте по две пословицы в виде «PUZZLE» самодельных. Их необходимо собрать, прочитать и объяснить смысл каждой из них.





О чем все эти пословицы? (о дружбе)
- А с кем можно дружить? (с мамой, с мальчиками, с девочками, с учителем)
- Давайте вспомним, кто и с кем дружил в сказках и других детских книгах.
Викторина (по 3 вопроса каждой команде по очереди):
1.Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогоняли, вместе жили – не тужили … . Назовите этих друзей – музыкантов (Бременские музыканты: Петух, Кот, Пес и Осел)
2.Григорий Остер написал немало рассказов о Попугае, Удаве, Мартышке и их дружной жизни в Африке. Кто был четвертым в компании друзей? (Слонёнок)
3.Какая девочка выручила своего друга из ледового плена? (Герда)
4.Этот герой бухнулся на кровать и, схватившись за голову, произнес «Я самый больной человек в мире!» Потребовал лекарство. Ему дали, а он в ответ: «Друг спас жизнь друга!» О ком идет речь? И какое лекарство дали больному? (Карлсон. Лекарство – малиновое варенье)
6.У девочки с голубыми волосами было много друзей, но один был всегда рядом с ней. Кто он? (Пудель Артемон).
7.Кто первым показал пример обитателям джунглей в том, что с человеческим детенышем можно дружить? (Волк Акела)
8.Герои Эдуарда Успенского решили подружиться, для этого решили построить «Дом Дружбы», а пока его строили – все и подружились.) Кто были эти герои? (Крокодил Гена, Чебурашка, девочка Галя)
9.Эти герои считали, что тот, кто ходит в гости по утрам поступает очень мудро. Назовите этих друзей (Винни – Пух и Пятачок)
- А есть ли друзья у вас?
- Почему вы считаете их друзьями?
-Какими качествами должен обладать ваш друг?
Работа в группах: Учитель показывает на доску, где вывешено на бумаге дерево «Дружбы». Ребята должны выбрать листочки с теми качествами, которые они хотели бы видеть в друзьях и наклеить их на «Дерево Дружбы».



Итак, каким же должен быть друг, по вашему мнению? (ребята перечисляют качества, которые они выбрали и наклеили)
- На что мы обратили внимание? (качества каждой команды повторяются).
- Почему?
- Могут ли ребята нашего класса обладать качествами друзей?
- Давайте попробуем их найти вместе!

А кто, по-вашему, считается настоящим другом? (Друг должен быть верным, добрым, сильным, честным, щедрым)
-Как вы понимаете слово «дружба»? (Когда между людьми возникают такие отношения, что они не предают, умеют друг друга слушать, не обижают, делятся чем-то). Вот такие отношения будут называться «дружбой».
- Так как же надо «дружить»?
-Предавать? (Нет, не предавать)
(Не предавать
не врать
не обижать
не ябедничать
не злиться
не бросать в беде
не грубить
не зазнаваться
не ссориться)
-- А хотите, мы создадим свои правила дружбы? (Хотим).
Учащиеся выходят и рассказывают свои правила дружбы.

Правила дружбы.

1.
Когда кому-то трудно жить,
Должны мы знать об этом.
2.
У меня закон простой:
Побеждаю тех, кто злой!
3.
Кто же слабый, помогу,
Я иначе не могу,
4.
Если грянет вдруг беда,
Друг поможет вам всегда.

5. Не предавай своего друга.

6. Не ссорься, будь справедливым.

7. Не зазнавайся.

8. Не перекладывай свою вину на другого.

9. Умей с другом разделить радость.

10. Не смейся над недостатками друга.

11. Останови друга, если он делает что-то плохое.

12. Не обманывай друга.

13. Умей принять помощь, совет.

14. Умей признать свои ошибки, помириться с другом.

15.
Будь вежлив со своими товарищами,
не забывай им говорить «волшебные» слова.

Игра с мячом по кругу: ребята встают в общий круг, передают мяч по кругу и называют качества того, кому передают мяч.
-Так могут ли ребята нашего класса обладать качествами друзей?
- А какие общие интересы есть у настоящих друзей? (песни, танцы и пр.).
- А что мы с вами можем сделать прямо сейчас, чтобы почувствовать себя настоящими друзьями? (станцевать)

А теперь посмотрите на качества, которые вы не стали приклеивать. Почему вы их не выбрали?
Работа в группе: Учитель предлагает каждой группе собрать еще одну пословицу:

Как вы думаете, что означает эта пословица?
- Что значит ПОТЕРЯТЬ друга?
- Как его можно потерять, это же не вещь!? (ссорится, жадничать, обзываться, ругаться с ним)
- А к чему это все может привести? (человек останется один, ему будет грустно, тоскливо, одиноко, с ним никто не захочет общаться, гулять, танцевать, рисовать и пр.)
- Что надо делать, чтобы этого не случилось? (следить за собой, действовать по правилам, соблюдать правила и пр.)
- Что это могут быть за правила?
- А что делать, если я захочу выполнять только одно какое – нибудь правило, а на остальные не буду обращать внимания?
- К чему это приведет?
- Что делать, если эти правила будут соблюдать только один из ребят, или два?
- Что же делать?
- Давайте сейчас соберем все эти правила в необычный цветок. А что это за цветок, вы мне скажете, когда прослушаете небольшой отрывок из произведения, которое вы мне тоже сможете назвать? (Лети, лети, лепесток, через запад, на восток …)
- Кто герой этого произведения?
- Что за необычный подарок получила девочка?
- Что за желания она загадывала?
- Какое было последним? Зачем ей это было нужно? (дружить с Витей, который был болен)
- Каким главным качеством нашу девочку Женю можно наделить? (доброта)
- Какое главное правило в дружбе мы сразу можем с вами назвать? (быть добрым)
- Возьмите первый лепесток, запишите первое правило дружбы. Теперь соберите остальные лепестки цветка и запишите остальные правила.

Какое название мы дадим ему? (Цветок «Дружбы»)

А вот эту пословицу вы мне подскажете сами, когда послушаете басню Ивана Андреевича Крылова в исполнении Харжавиной Даши

«Чиж и голубь».
Чижа захлопнула злодейка-западня:
Бедняжка в ней и рвался и метался,
А голубь молодой над ним же издевался.
«Не стыдно ль, -- говорит, -- средь бела дня
Попался!
Не провели бы так меня:
За это я ручаюсь смело».
Ан смотришь, тут же сам запутался
В силок.
И дело!
Впредь чужой беде не смейся,
Голубок.

Так какая пословица подходит?
«Друг познаётся в беде». (Б)

А теперь вернемся к вопросам, которые мы поставили в начале нашего занятия?
- Что такое дружба?
- Кого можно назвать другом?
- Какие правила (законы) дружбы мы теперь знаем?
- С каким чувством и настроением мы с вами заканчиваем наш урок? Выберите свой смайлик - наклейку
Мы жители многонациональной страны. В нашей республике люди разговаривают на многих языках. И все мы понимаем друг друга через язык межнационального общения. Русский язык богатый и могучий сплотил все народы России.

А люди в мире дружат давно и благодаря этому мир похож на цветной луг.

Песня «Мир похож на цветной луг».

Мир похож на цветной луг.

Ветер зовёт за собой облака
Вдаль, вдаль, вдаль…
Если ты друга не встретил пока,
Жаль, жаль, жаль!

Припев:
Мир похож на цветной луг,
Если рядом с тобой друг.
Другом верным всегда будь!

Песня не зря собирает друзей
В круг, в круг, в круг.
Сделает хмурый денёк веселей
Друг, друг, друг!

Припев:
Мир похож на цветной луг,
Если рядом с тобой друг.
Друга взять не забудь в путь!
Другом верным всегда будь!

Друг для тебя одолеть сто преград
Рад, рад, рад.
С другом любая беда – не беда,
Да, да, да!

По окончанию, я хочу каждому из вас вручить «Диплом лучшего друга», думаю, что каждый из вас может смело называть себя настоящим другом!

Лариса Лебедева
Классный час в 4 классе «Нет друга - ищи, а нашёл - береги»

Классный час в 4 классе

Тема : Нет друга – ищи , а нашёл , береги .

Цель :

1. Способствовать воспитанию у детей чувства товарищества и взаимовыручки.

2. Формировать у детей представление о добре, доброте, о хороших, добрых поступках; показывать их ценность.

3. Учить находить у людей, героев и персонажей художественных произведений такие качества личности как доброта, щедрость, отзывчивость.

Подготовительная работа :

Попросить ребят : выучить стихи о дружбе; написать сочинение о друге ; найти пословицы о дружбе и выучить их; приготовить инсценировку рассказа В. Осеевой «До первого дождя»

Оборудование : аудиозапись с песней «Если с другом вышел в путь » , магнитофон, листочки бумаги с фразой «Друг – это тот … » - для работы в группах, ленточка, карточки с проблемными ситуациями; карточки с началом пословицы и с продолжением пословицы

На доске : - слова поэта Руставели :

Название темы классного часа

Начало пословиц …

Ход классного часа.

1. Вступительное слово.

Интересно, о чём мы сегодня будем говорить? Точнее, о ком? Кому она знакома, можете подпевать. (Песня «Если с другом вышел в путь » Муз. В. Шаинского, сл. М. Танича)

Теперь можете определить тему нашего классного часа ? (ответы детей)

Конечно же, сегодня поговорим о друзьях и о дружбе. Действительно, если с другом вышел в путь , то любой путь будет легче и веселее. Как вы думаете, можно ли человеческую жизнь сравнить с дорогой? (ответы детей)

Сегодня мы пройдём небольшой отрезок нашего жизненного пути вместе.

2. Работа с пословицами.

Трудно представить жизнь без друзей. Ещё в 12 веке великий грузинский поэт Шота Руставели писал : «Кто не ищет дружбы с близкими, тот себе заклятый враг» .

У каждого народа есть легенды, пословицы, поговорки о дружбе. Может быть вспомните некоторые из них? (ответы детей)

Я предлагаю вам сейчас поиграть в игру : «Закончи пословицу» и объяснить значение пословиц. (Работа в парах. На каждой парте окончание пословицы. Дети находят начало пословицы с доски присоединяют окончание, объясняют смысл пословицы)

1. Маленькая дружба, (лучше большой ссоры)

2. Дружба как стекло :(разобьёшь, не сложишь)

3. Одежда хороша новая, друг старый )

4. Не имей сто рублей, (а имей сто друзей)

5. Гору разрушает ветер, людскую дружбу -(слово)

6. Сила птицы в крыльях, сила человека … (в дружбе)

7. Стол богат – тело полнеет, друзей много - (душа полнеет)

8. Человек без друга , что земля (без воды)

9. Жить без друзей, что есть пищу (без соли)

10. Человек без друзей, что дерево (без корней)

На жизненном пути человек встречается с разными людьми : добрыми и злыми, щедрыми и жадными, мужественными и трусливыми, весёлыми и угрюмыми. Как же среди них найти друга ? Нужно знать, кого искать.

3. Творческая работа «Друг – это… »

Предлагаю, всем вместе подумать, кто такой друг . Какого человека мы можем назвать другом ?

(Класс делится на группы по 3-4 человека. Каждая группа получает лист, на котором написано начало фразы «Друг – это тот … » . Дети дописывают фразу и читают, что у них получилось)

Можно ли сказать, что у нас получился коллективный портрет друга . (Подытоживает ответы детей, затем читает стихотворение У. Шекспира)

Настоящий друг везде

Верен в счастье и беде;

Грусть твоя его тревожит,

Ты не спишь – он спать не может,

И во всём без дальних слов

Он помочь тебе готов.

4. Беседа «Зорко лишь сердце»

а) - Как вы думаете, ребята, друзей у человека может быть много? (ответы детей)

Друзей у человека много не бывает. Есть товарищи, приятели, знакомые, одноклассники . Но друг – это более личное , дорогое, близкое, чем товарищ или одноклассник .

Послушайте рассказ В. Осеевой «До первого дождя» (Инсценирование)

Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня – за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали.

Сними свой плащ, мы накроемся вместе! – крикнула на бегу Таня.

Я не могу, я промокну! – нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.

В школе учительница сказала :

Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?

У Маши был плащ, а я шла в одном платье, -сказала Таня.

Так вы могли бы укрыться одним плащом, -сказала учительница и, взглянув на Машу, покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя!

Обе девочки густо покраснели : Маша за себя, а Таня за Машу.

Вопросы для обсуждения :

О настоящей дружбе этот рассказ или нет?

Как вам кажется, осознала Маша свой проступок?

Можно ли спасти их дружбу?

Если да, то как?

б) - Скажите, ребята, пожалуйста, за что вы любите своего друга ? (ответы детей)

Оказывается, друзей выбирают не по внешним качествам : не по красоте или по одежде, в которой он одет. Вы сейчас перечислили больше всего душевные качества человека. Правильно. Нужно уметь разглядеть редкие душевные качества человека, внутреннюю красоту. Это можно почувствовать сердцем. Я хочу вам рассказать одну историю о том, как бабушка помогла девочке поверить в себя, а окружающих заставила задуматься над собственными словами и поступками. Послушайте, и скажите о чём заставил задуматься рассказ.

Во дворе играли дети, а в отдалении от них стояла косоглазенькая девочка в очках. Она ковыряла землю носком ботинка, упрямо поглядывала на других детей . И тут подошла к ней старушка и говорит :

Да та пошто, дева, отделилась ото всех? Видно, плохо тебе, дак ты поплачься.

Девочка ответила :

- Дразнятся : «косая» , «уродина» .

Вот оно как! Дак это они ещё глупые. А ты вот послушай-ка. Красота-то всем поровну дана, у всех она есть. И у тебя тоже она есть! Только у всех по-разному. У той вон кудри какие – в кудрях краса. А вот у этой смех какой, краса, значит, в смехе. А вон та – в лице у неё краса. А у тебя самая краса в душе, в сердечке, вот тут!

И старушка положила руку девочке на сердце.

Вот тут, в сердце, главная красота и есть! Ты полюбуйся на чужую красу, и тебе красы прибавится. И тебя будут любить, к сердцу твоему льнуть будут. Иди-ка к ним. Гляди на всех без зла, без обиды!

И повела она девочку к детям.

Деточки, а я вашу потерю нашла. Вы подружку свою боле не теряйте. Глазки у неё слабенькие, так ей одной и вовсе нельзя. Вот и доглядайте, чтоб с вами была. Она вас всех любит, сердце у неё доброе, красивое. А что глазик косой, так и дождик косой, а без него трава не растёт! И солнышко, бывает, косо смотрит, а с ним нам радость! И косы плетут косо, а хорошо. Если кто про это не знает, начнут дразнить вашу подружку, вы не давайте её в обиду, растолкуйте тому. Вот и берегите её . Ведь вы же добрые.

На какие мысли натолкнул вас этот рассказ? О чём заставил задуматься? (ответы детей)

5. Обсуждение и решение проблемных ситуаций

Настоящей дружбе, как и всему на свете, надо учиться. Давайте попробуем разрешить несколько житейских проблем и поразмыслим, как бы поступил в этих случаях настоящий друг .

Твой друг не смог решить домашнее задание и просит у тебя списать.

Во время «Весёлых стартов» твой друг упал на бегу и подвёл команду.

Твой друг предлагает тебе прогулять урок. И предупреждает, что если ты не согласишься, то он с тобой дружить не будет.

Родители узнали, что твой друг плохо учится , и запрещают тебе дружить с ним.

Твой друг плохо относиться к остальным ребятам.

6. Обзор сочинений

Поднимите руку те, у кого есть друзья. (Дети поднимают руки) . Дома вы писали сочинения о друге . Было много интересных работ. Отрывки некоторых сочинений я зачитаю сама. А двоих попрошу прочитать самих. (Максим Чехонин прочитает о своём друге и Даша Матвеева о своей подружке)

Послушайте отрывки сочинений :

* Находит со всеми общий язык. Хорошая у меня подруга , но живёт далеко от меня. (Лиза)

* Максим неплохо учится. Помогает мне в сложных делах. Вот за это мне он нравится. Я уважаю своего друга (Никита)

* Она делится со мной секретами. И никогда не рассказывает мои секреты другим… (Лиза)

* Она очень весёлая, никогда меня не обманывает, старается мне помочь. Она в любую минуту может меня защитить (Маша)

* Летом мы катались на велосипедах наперегонки, ходили на рыбалку, собирали ягоды, купались в пруду (Антон)

* Иногда мы ссоримся, но только на два, три дня (Катя)

* Мы не обзываемся, не дерёмся, а играем дружно…»(Саша)

А сейчас свои рассказы прочитают Максим и Даша.

Вот такими должны быть настоящие друзья.

Я очень рада, что у вас есть друзья, которые могут прийти к вам на помощь, выслушают вас в трудную минуту, принимают вас такими, какие вы есть.

7. Заключительное слово

Я предлагаю, в завершении нашего классного часа выйти всех и завязать по одному узелку на ленточке и назвать одно качество, которым по-вашему мнению, должен обладать друг ? (терпеливый, внимательный, умный, добрый, справедливый, заботливый, интересный, весёлый, верный, честный, отзывчивый, правдивый….)

Посмотрите, какая получилась крепкая лента. Её очень трудно разорвать. - -- Впереди у вас длинная дорога жизни. Пусть на вашем жизненном пути встречаются люди с такими качествами, которые вы перечислили, и станут они вашими друзьями.

А теперь возьмитесь за руки – это руки друга . Положите руки на плечи. Это плечо друга , на которое можно опереться в трудный момент.

Попрошу ребят рассказать стихи о дружбе, которые они выучили.

МОНОЛОГ О ДРУЖБЕ

1. Что такое дружба? Каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно?

Слово «дружба» что обозначает?

Может быть, поход вдвоём в кино,

Может быть, хороший пас в футболе,

Может быть, подсказку у доски,

Может быть, защиту в драке школьной

Или просто средство от тоски?

2. Разве это дружба, если кто-то

Дроби дома не хотел решать :

Заниматься не было охоты,

А дружок даёт ему списать.

3. Разве это дружба, если двое

Вздумали уроки прогулять

А спросила мама : «Вы не в школе?» -

Оба дружно начинают врать.

4. Дружба – это если друг твой болен

И не может в школу приходить,-

Навещать его по доброй воле,

Школьные уроки приносить,

Терпеливо объяснять заданья,

На себя взять часть его забот

Отдавать ему своё вниманье

Дни, недели, месяц или год…

5. Если друг твой что-то , к сожаленью,

Плохо сделал или же сказал,

Надо честно, прямо, без сомненья

Правду высказать ему в глаза.

Может быть, понять он всё не сможет,

Может быть, обидится он вдруг ,

Всё равно сказать ты правду должен,

Ведь на то и нужен лучший друг .

Всем на память о классном часе дарю 13 заповедей дружбы. Старайтесь их соблюдать, и у вас будет самый лучший друг .

13 заповедей :

1. Будь всегда рядом ненавязчиво, даже если тебя об этом не просят.

2. Будь мудрым отойти на время, если есть такая необходимость.

3. Не завидуй.

4. Не кради.

5. Не злословь.

6. Будь отзывчивым не только в горе, но и в радости.

7. Соблюдай правила личных границ друга , но помни о своих.

8. Каждый имеет право на ошибку и друг тоже

9. Не будь жадным.

10. Там, где ирония и сарказм, скрыта враждебность. Там нет дружбы.

11. Не поступай с другом так , как хочешь, чтобы он поступал с тобой.

12. Дружба любит чистоту и не терпит грязи.

13. Старайся быть искренним.

Спасибо всем за работу.


© 2024
lekarevka.ru - Медицинский портал - Lekarevka