22.06.2023

Как развить фотографическую память – действенные методики и простые упражнения. Что такое эйдетическая память? Развитие фотографической памяти онлайн


Знаете, что объединяет Ким Пика, Стивена Уилтшира и Дэниела Таммета? Первый читал страницу текста за 4-5 секунд и запоминал до 98% прочитанного, а к концу жизни практически наизусть знал 12 тыс. книг, помнил карты всех городов и дорог США. Второму нужна непродолжительная вертолетная прогулка над любым городом для того, чтоб нарисовать по памяти его детальный план. Третий – математический , может за неделю выучить совершенно незнакомый язык, производить в уме арифметические операции с числами более чем из 100 знаков, а в 2004 г. установил рекорд Европы, воспроизведя 22514 знаков после запятой за 5 часов и 9 минут. Все они – высокоодаренные саванты с феноменальной эйдетической памятью.

Что такое эйдетизм?

Эйдетизм (от древнегреческого εἶδος – образ, внешний вид) – способность памяти человека к запоминанию изображений, звуков или объектов с высокой точностью, которая не приобретается через . Согласно другому определению, эйдетика – способность произвольно вызывать и длительное время удерживать исключительно яркие образы представления, не уступающие, либо превосходящие по своим сенсорным характеристикам наглядные образы.

Иногда такую способность к запоминанию называют фотографической памятью. Но в научных исследованиях и, в частности, в психологии чаще употребляются термины «эйдетизм», «эйдетическая память». Возможно, многие отметят, что понятие «эйдетизм» непривычное и менее известное, чем его синоним «фотографическая память». Но это так лишь благодаря повсеместному употреблению в непрофильной литературе последнего. Л. Сквайр, профессор психиатрии из Калифорнийского университета, Сан-Диего, уверен, что фотографической памяти именно как способности запомнить информацию «сфотографировав» ее, не существует. В результате проведенных им исследований было доказано, что ни один человек, принявший участие в эксперименте, а для этого специально отобрали людей с незаурядной памятью, не может идеально воспроизвести запомнившийся текст задом наперед. «А по фотографии это сделать легко», – резюмирует профессор. Поэтому употребление определения «фотографическая» в психологии неверно.

Ученые утверждают, что большинство людей рождаются со способностями к эйдетической памяти. Особенно это проявляется в раннем детстве (от 2 до 10% детей имеют развитую фотографическую память). В дальнейшем, с развитием мозга и тех его участков, которые отвечают за вербальные навыки, такая способность теряется.

Склонность к эйдетической памяти зависит от ряда факторов, таких как генетика, особенности развития мозга, полученные сильные переживания. Современные ученые, в первую очередь когнитивист М. Мински, скептически настроены в своем отношении к эйдетическим способностям человеческого мозга. И вот почему. Во вступлении к статье мы привели примеры людей с эйдетической памятью, которые будучи одаренными в плане запоминания, имеют отклонения в других отношениях (физиология, способности к социальной адаптации и др.). Физиологический эйдетизм, как говорилось выше, проявляется в раннем возрасте, а со взрослением в качестве конституционального признака он сохраняется лишь у незначительного количества людей. Зачастую это связано с профессиональной деятельностью – эйдетизм чаще встречается у художников и музыкантов. Но среднестатистический человек, при наличии врожденной эйдетической памяти, достичь такого же феноменального уровня, как некоторые саванты, не способен. Сопутствующий миф был развенчан. Так, шахматист и психолог А. де Гроот, который заинтересовался эйдетизмом как явлением, утверждал, что развить способности могут многие. В качестве примера он приводил гроссмейстеров, способных запоминать множество комбинаций и сценариев развития событий во время партии. Несколько позже его опыт раскритиковали, ведь такой эксперимент не отображает сути всего явления. Более того, он демонстрирует полную несостоятельность при необходимости запоминания и воспроизведения других типов информации. Отчасти этим и объясняется нелюбовь многих методик развития памяти к употреблению понятия «эйдетическая», хотя в качестве синонима его и приводят.

Как развить эйдетическую память?

В сети можно встретить множество методик по развитию эйдетической памяти, отдельные из которых даже предлагают гипноз. Способствовать совершенствованию эйдетических навыков призваны и некоторые упражнения из йоги. Свои тренировки памяти и мышления на основе развития эйдетического восприятия предлагают Московская школа эйдетики, Школа быстрого чтения О. А. Андреева.

Ниже мы собрали рекомендации по самостоятельному развитию фотографической (как синонима эйдетической) памяти от популярных проектов WikiHow и Menprovement. Приступая, помните, что эйдетизм в том или ином виде и степени присущ каждому человеку, особенно в детском и подростковом возрасте, однако в самых ярких проявлениях встречается довольно редко. Также, следуя этим методикам, вы не получите феноменальную память, но улучшите свои натуральные способности к запоминанию.

Блок 1. Изменения в образе жизни

  1. Учитесь . Доказано, что тревога, депрессия и гнев повышают уровень кортизола в мозге. Это может стать причиной повреждения клеток гиппокампа – области мозга, ответственной за хранение данных в памяти.
  2. , держите свой мозг в тонусе: не откладывайте газету с кроссвордом, не отказывайтесь от партии в настольные игры, изучайте иностранный язык.
  3. Занимайтесь спортом, уделяйте время . Таким образом, мозг получит необходимый кислород и полезные питательные вещества.
  4. Избегайте вредных привычек. Особенно это касается злоупотребления и .

Блок 2. Стратегия запоминания

  1. Исключите отвлечение. Изучая материал, который нужно запомнить, старайтесь так организовать процесс, чтоб вас ничего не отвлекало.
  2. Используйте зрительные ассоциации. Запоминая информацию, связывайте ее с образами, которые легко вспомнить. Один из вариантов – « » современного Шерлока Холмса, созданного ВВС.
  3. Повторяйте. Имеется ввиду не заучивание, а именно повторение, которое подходит, чтоб, запомнить небольшой объем информации сразу, например, имя. Техника такая: после произнесения вашим собеседником имени, повторите его про себя в разных формах: Александр – Саша – Шурик – Саня. Второй вариант – сразу использовать это имя в речи, непосредственно в обращении к человеку.
  4. Больше подробной полезной информации о развитии памяти ищите в тренинге на .

На самом деле у большинства из нас, хотя и далеко не в самом ярком проявлении, эйдетическая память уже была — в детстве, — но с годами уходят даже эти «зачатки». По данным некоторых ученых, мы обмениваем эту способность на развитие вербальных навыков и меняем фотообразы на эмоциональные. К сожалению, развить эйдетическую память в том виде, в каком она свойственна истинным эйдетикам, практически невозможно, однако благодаря тренировкам можно значительно улучшить зрительную память и способность воспроизводить запоминаемое , что позволит хотя бы немного приблизиться к обладателям «супервидеопамяти».

Для того чтобы развить эйдетическую память, прежде всего надо приложить усилия (хотим предупредить сразу — значительные усилия) по развитию зрительной памяти, причем очень важное условие — не только видеть, но и замечать , как завещал нам великий Шерлок Холмс.

Этот навык пригождается не только для выстраивания логических цепочек, но и для развития навыков запоминания. Смотря на картинки, предметы, пейзажи за окном и вообще на все, что вас окружает, старайтесь замечать каждую мелочь, каждую деталь. Сначала это будет происходить только на сознательном уровне и требовать с вашей стороны определенных мыслительных усилий, но по мере развития навыков перейдет на «бессознательный» — будет происходить как бы на автомате (собственно, именно так легендарный сыщик и обрел свои навыки).

Тренируем воспроизведение информации

Однако эйдетическая память — это не только запоминание, но и воспроизведение того, что вы запомнили. Следовательно, надо научиться вызывать в памяти не только то,
что произошло час назад или накануне, но и «дела давно минувших дней».

Одно из упражнений — уцепитесь за какое-нибудь яркое событие и старайтесь раскрутить цепочку: что было до этого, что во время, что после . Старайтесь вспомнить детали, восстановить картинку и последовательность событий так, как будто вы снова оказались именно там. Чем дальше вы будете продолжать тренировки, тем менее значительной для вас может быть «исходная» точка.

Попробуйте для себя различные мнемотехники (например, представленные нами мнемотехники по запоминанию цифр), — перешедшие на тот же автоматический уровень, они помогут вам надолго закрепить ту или иную информацию.

Также весьма полезными окажутся общее развитие памяти (не только зрительной), а также общая тренировка мозговой деятельности — нейробика , изучение языков, решение логических задачек и даже кроссвордов: не давайте мозгу простаивать, и он покажет вам, на что вы способны.

Приветствую вас, мои дорогие читатели! Легко ли вы запоминаете новую информацию, можете сейчас вспомнить что было на уроке по химии в девятом классе, сможете ли детально описать, как выглядела ваша воспитательница в детском саду? Память - одна из важнейших способностей человека. И сегодня я хочу поговорить о том, как развить фотографическую память быстро. Ведь многие уверены, что это просто миф.

Что такое фотографическая память

Если вас интересуют различные техники запоминания, вы хотите собрать целую базу упражнений, то вам очень пригодится книга Станислава Матвеева «Феноменальная память ». Из нее вы узнаете, что человеку мешает быстро и легко запоминать, кроме того, автор раскрывает несколько мифов и предлагает задания, которые пригодятся вам в различных сферах жизни.

Как мы уже поняли с вами, память - это важнейшая способность человека сохранять и воспроизводить информацию. Как это все работает? Существует несколько способов восприятия: визуальный, тактильный, обонятельный и другие. Именно так человек воспринимает окружающий мир и запоминает.

Например, когда я вспоминаю детство, то у меня в голове возникают яркие зрительные образы родителей, до меня доносится запах бабушкиного пирога и я слышу, как тарахтит мопед соседа.

Когда человек видит что-то новое для себя, то он воспринимает это через одно из чувств, информация записывается в памяти, что в дальнейшем образует целую сеть в нервной ткани нашего мозга. Не удивительно, что одни воспоминания ярче, а другие тусклее. Так, старые воспоминания куда более блеклые. И этому есть объяснение.

Например, вы забыли куда положили паспорт и пытаетесь вспомнить. Так вот, если бы все воспоминания с паспортом были одинаково яркими и свежими, то это значительно затруднило бы поиски в данный момент. Если сравнить работу мозга с компьютером, то вы просто бы ввели запрос «потеря паспорта» и вам выдались все случаи, из которых пришлось бы выискивать последний. Чтобы запоминать новую информацию, нам приходится забывать что-то из прошлого.

Фотографическая память или как ее еще называют эйдетическая - это запоминание картинки, страницы текста, цифрового ряда с точностью до каждой мелочи. Это безошибочное запоминание. Сравнить можно и правда с фотоаппаратом. Но обладателем такой памяти стать невозможно.

Если мы с вами возьмем фотографическую память как последнюю точку на горизонтальном графике, то на другом конце окажется полная амнезия. Тогда как посередине и находится обычная память человека.

Можно ли развить свою память, научиться быстро сохранять и воспроизводить информацию? Можно. Для этого существует огромное количество мнемотехник, специальных упражнение и заданий.

Если вам тяжело выработать график упражнений самостоятельно, то вам отлично поможет ресурс - brainapps.ru . Это приложение, которое разработано с целью помогать людям развивать и улучшать память, мышление и внимание. В нем вы найдете простые и забавные упражнения, справится с которыми не составит труда. Не расстраивайтесь, если вы получите низкий результат, ведь вы только в начале своего пути по достижению феноменальной памяти!

Работа на результат

Первое, что вы должны сделать - это заручиться внутренней . Иначе вы сделаете несколько упражнений, пройдет три дня и вы забросите это занятие, как и многое другое, например, утренние пробежки или зарядка по утрам. Найдите свою мотивацию, чтобы каждый день выполнять задание.

Ведь чтобы добиться необходимого результата вам и правда придется заниматься каждый день, пусть и по пятнадцать минут, но обязательно без пропусков. Что вам даст хорошая память, для чего вы решили этим заняться, чем вы себя наградите, когда получите хороший результат?

Далее, вы составляете расписание. Каждый день у вас должно быт отведено от пятнадцати до шестидесяти минут на задание. Подумайте, если случится форс-мажор и вы не успеете выполнить задание вовремя, как вы сможете это исправить? Например, сделать упражнение дома за час до сна. Я предложу вам несколько техник, упражнений и заданий, из которых вы и скомпонуете свое расписание.

Мнемонические техники

На чем основываются подобные задания? На создании ярких, гротескных и простых образов, которые помогут быстро и легко запомнить несвязанную между собой информацию (номер телефона или банковской карты, список покупок, имена клиентов и так далее).

Начать, пожалуй, следует с более бытового и простого примера. Вы собираетесь в магазин за покупками. Вот перед вами лежит список: носки, сахар, цыпленок, салфетки и хлеб. Теперь вам предстоит представить себе свою дорогу от дома до работы или спальню. Выберете то место, которое вам очень хорошо знакомо. И теперь расставляйте все предметы из списка покупок на пути от дома до работы.

Вот вы выходите из подъезда и на лавочке лежат яркие красные носки. А дорожка до вашей машины усыпана белым как снег сахаром. Вы садитесь в машину, а рядом с вами на пассажирском сиденье сидит смеющийся цыпленок и салфетками трет окна. Когда вы подъезжаете на работу, то там вас встречают с красной ковровой дорожкой и хлебом.

Вот все необходимые покупки, которые теперь связаны яркими образами. Очень важно, чтобы вы действительно хорошо знали дорогу от дома до работы.

Если вам нужно запомнить имена клиентов, с которыми вы завтра встречаетесь и их последовательность, то и тут можно прибегнуть к созданию ярких, гротескных образов.

Давайте представим, что у вас завтра четыре встречи: Елена (банковский работник), Константин (риелтор), Светлана (курьер) и Василий (водитель). Для начала представляем себе Елену с огромной ЕЛью в руках, что помоет запомнить имя девушки. Елена с елью в руках купается в бассейне, наполненном монетами, что отсылает нас к ее профессии.

Вы часто встречаете девушку с елью в руках, которая купается в бассейне полном денег? Верно, нет. Это и есть создание гротескного образа.

Далее, мы создаем образ для Константина риелтора. Представляем себе мужчину в майке, на которой нарисована огромная голова КОНя (отсылка к имени), и мужчина этот сидит верхом на коттедже (его профессия). А теперь мы создаем связь между первым объектом и вторым. Например, к девушке с елью в руке, в бассейне из денег приходит мужчина в майке, с головой коня, верхом на коттедже и выгоняет ее оттуда.

Мнемонических техник существует огромное количество и они больше направлены на запоминание несвязных между собой объектов. Соглашусь, что придумывать подобные образы не так-то просто, но если тренироваться, то вы станете не только быстрее запоминать информацию, но и будете развивать свои творческие способности.

«Чанкинг»

Простой прием, который поможет вам задержать в памяти несвязные между собой числа, предметы или слова. Например, когда вы идете за покупками, то разделяете свой список на категории: салат (помидоры, огурцы, сметана), суп (курица, картошка, лук, морковка, лапша) и так далее.

Когда необходимо запомнить комбинацию цифр, то вы разбиваете ряд на боле мелкие. Вам надо запомнить следующий ряд: 8129090743589. Разбиваете его следующим образом: 812-9090-743-589. Запомнить маленькие секции куда более эффективно, тем более, если эти цифры будут иметь под собой некий образ: 812 — код города; 9090 — последние цифры телефона; 743 - номер квартиры; 589 - номер машины.

Визуальная память

Предлагаю вашему вниманию два упражнения для улучшения зрительной памяти, и как следствие развитию фотографической памяти. Конечно, вначале результат не будет таким потрясающим, как бы хотелось. Но если продолжать тренироваться, заниматься каждый день и прилагать усилия, то вы сможете легко и быстро запоминать предметы, картины или даже текст.

Упражнение 1. Выберете любой предмет (банка с кремом, линейка, ручка, монетка). Смотрите на предмет и старайтесь запоминать все мелочи и детали, изгибы, линии и штрихи, цвет, форма, зазубрины. Закрывайте глаза и мысленно представляйте себе предмет во всех деталях.

Вначале образ может быть расплывчатым и неясным. Ничего страшного. Откройте глаза и посмотрите на предмет еще раз. Снова закрывайте глаза и вспоминайте. Конечно, бесконечно подглядывать нельзя. Открыть глаза можно пять/шесть раз.

Учитесь сначала запоминать пять деталей, потом семь, девять и так далее. Не спешите и не пытайтесь сразу идеально запомнить предмет. Это задание можно выполнять каждый день по пятнадцать минут.

Упражнение 2. Во время дороги домой с работы, например, вы можете тренировать свою зрительную память. Когда вы стоите на остановке, оглянитесь и выберете какой-то объект: фонарь, вывеску магазина, скамейку и так далее. Закройте глаза и старайтесь воспроизвести этот объект в своей голове.

Помоги себе сам

Кроме ежедневных тренировок, вам следует учитывать некоторые факторы, которые могут помешать вам. Плохой сон, сильные физические или психологические нагрузки негативно влияют на память. Как и вредные привычки (курение и алкоголь). Нездоровая пища, кислородное голодание, нервные срывы. Любой из этих факторов может служить причиной снижения у вас памяти.

И здесь только вы сами можете помочь своему организму. Добавьте в рацион больше рыбы, орехов и меда. Проветривайте помещение, в котором долго работаете, гуляйте хотя бы два раза в неделю, хорошо высыпайтесь.

Использовали ли вы какие-либо приемы для запоминания в школе и университете? Что вам сейчас сложнее всего запомнить?

Удачи вам и терпения!

Что такое фотографическая память?

Для того чтобы разгадать секрет фотографической памяти, мы должны понимать, как в принципе работает память каждого из нас. Существует научная гипотеза о том, что эмоции, слова, события, образы, люди, места, запахи, вкусы и сны формируют память человека уже после третьего месяца внутриутробного развития. Это работает как механизм для записи, хранения и классификации информации. Когда мы видим или узнаем что-то новое, это записывается в память через одно из пяти чувств, а затем становится тем, что мы называем воспоминаниями. Они формируют сеть нервной ткани мозга. Чем больше воспоминаний накапливается, тем больше мы забываем или, по крайней мере, вспоминаем сложнее. Новые связи между нейронами (сформированные последними воспоминаниями) являются наиболее доступными и активируются быстрее, именно поэтому мы вспоминаем легче ту информацию, которая зашифрована в них.

Это и есть естественный механизм нашей памяти - научиться забывать, чтобы узнавать новое. На первый взгляд, звучит совсем не логично, но это действительно один из ключевых принципов нашей памяти, сформулированный известным профессором Стэнфордского университета Робертом Бьорком.

Роберт Аллен Бьорк (Robert Allen Bjork)

Профессор Стенфордского университета. Доктор философских наук. Почетный профессор психологии в UCLA (Distinguished Professor ). Создатель парадигмы направленного забывания (Directed Forgetting Paradigm ). Специализации Роберта Бьорка: память и обучение.

Это можно проиллюстрировать следующим примером. Представьте, что вы не помните, где припарковали машину. Если бы наш мозг не имел такого механизма забывания, при первой же попытке вспомнить место парковки, вы бы получили все воспоминания, связанные с парковкой автомобиля в вашей жизни. Поиск в памяти был бы похож на электронный поиск файлов с ключевыми словами «парковка автомобиля». Конечно, это запутало бы еще больше, а полученную информацию все равно невозможно было бы использовать, чтобы найти машину. Таким образом, мозг производит классификацию информации и воспоминаний, делая менее важную информацию недоступной и оставляя ту информацию, которая наиболее важна для ежедневного выживания.

В отличие от обычной памяти фотографическая память фиксирует изображение любой сцены жизни, книжной страницы, лица (любой информации, которую можно воспринять зрительно) точно так же, как это делает фотоаппарат. При этом несущественные детали не удаляются, изображение не меняется с течением времени, а ранние изображения не вытесняются новыми. Можно сказать, что память «считывает» изображение так, как если бы оно находилось перед глазами каждый раз, когда вы пытаетесь вспомнить. Также фотографическая память может хранить тысячи разных изображений абсолютно нетронутыми, независимо от прошедшего времени. Теоретически, человек, обладающий такой памятью, может хранить целый архив документов и книг в голове - и использовать его в любое время. Если представить фотографическую память на линии графика с двумя противоположными концами, то на одном из них расположилась бы амнезия, а на другом фотографическая память. Подавляющее большинство людей находятся где-то между и имеют обыкновенную память, и только у единиц развивается фотографическая память.

В истории существует лишь несколько подтвержденных случаев обладания фотографической памятью. Например, Ким Пик, вдохновивший писателя Барри Морроу и режиссера Барри Левинсона на создание фильма «Человек дождя», мог прочитывать книжные страницы за 4 секунды и запоминать всю информацию. В конце жизни он помнил более 12 000 страниц.

Ким Пик (Kim Peek)

Американец с феноменальной памятью: запоминал до 98% прочитанной информации, за что получил прозвище «Ким-пьютер». Прототип героя Дастина Хоффмана в фильме «Человек дождя».

Ученый Джон фон Нейман мог запомнить текст любой сложности, включая ссылки и номера страниц, и в любой момент прочесть по памяти какой угодно параграф, словно книга все еще была перед его глазами.

Джон фон Нейман ()

Венгеро-американский математик. Сделал важный вклад в квантовую физику, квантовую логику, функциональный анализ, теорию множеств, информатику, экономику и другие отрасли науки. Создатель архитектуры современных компьютеров, а также теории игр и концепции клеточных автоматов. Участник Манхэттенского проекта.

Хотя свидетельства существования фотографической памяти неоспоримы, ученые не находят четких объяснений этому явлению, но при этом практически все согласны с тем, что фотографическую память нельзя развить с помощью тренировок или специальных упражнений.

Мнемоника или «искусство запоминания»

Тем не менее, существуют специальные техники, которые позволяют значительно улучшить память за очень короткое время и практически навсегда запомнить большой объем информации: несвязанных данных, цифр, текстов, иностранных слов. Это возможно благодаря методам мнемоники (слово «mneumonica» происходит из греческого языка и означает «искусство запоминания»).

Практически все мнемонические методы основаны на создании для запоминаемой информации ассоциаций с очень яркими, гротескными образами, которые сложно стереть из памяти.

4 шага для запоминания ассоциативным методом:

  1. Кодировать информацию в яркие образы.
  2. Создавать гротескные ассоциативные связи между образами.
  3. Запоминать последовательность связей через гротескный сюжет или сцену.
  4. Мысленно визуализировать сюжет или сцену для закрепления последовательности связей.

Этот метод используется для запоминания такой информации как не связанные между собой данные, длинные номера, исторические даты. Освоив эту технику, вы можете запомнить все эти данные в считанные секунды и практически навсегда сохраните их в памяти. Чудо? Нет, это просто еще одна врожденная способность нашего мозга - возможность создавать ассоциативные связи между воспоминаниями.

Память запоминает простые образы, которые используются в качестве точек опоры, чтобы воссоздать более сложные изображения или сцены. Говоря на языке информатики, такие образы являются корневым каталогом для нашей памяти.

Чем более простыми и гротескными являются образы, в которые кодируется информация, тем лучше они будут удерживаться в памяти и никогда не смешаются с похожими изображениями. Можно проиллюстрировать применение этого метода на практике с помощью наглядного примера. Вам необходимо запомнить, каким клиентам вашей фирмы и в каком порядке нужно позвонить в течение дня. Даже если вы запомните имена клиентов, все еще будет трудно вспомнить, в какой последовательности вы должны пообщаться с ними. Предположим, вы потратите немалое время для того, чтобы выучить последовательность телефонных звонков, но уже на следующий день не сможете точно вспомнить всю информацию, а через неделю забудете даже последовательность из четырех клиентов. Если же вы проявите креативность и создадите яркие образы, которые ассоциируются с каждым из клиентов, а затем придумаете ассоциативную связь, то без труда вспомните все спустя месяц и даже год.

Предположим, в списке телефонных звонков клиенты находятся в такой последовательности: Мария (домохозяйка), Петр (адвокат в юридической фирме), Люсия (продавец цветов), Андрес (пилот самолета), Моника (секретарь консалтингового холдинга), Николас (инженер), Изабель (водитель автобуса), Кармен (профессор психологии).

  • Шаг первый: кодируем информацию в образы.

Мария (домохозяйка): можно представить себе девушку в купальнике с огромной МАРкой на спине (начальные буквы слова помогают запомнить имя), летящую на метле вдоль берега (метла ассоциируется с ведением домашнего хозяйства). Редко можно увидеть на море девушку с метлой, не так ли? Это и есть гротескный образ, который воспринимается нашим сознанием очень легко. Его не спутать с реальным изображением из жизни.

Теперь нужно построить гротескный образ для следующего клиента, Петра. Можно представить одетого в старинную мантию мужчину с ПЕТухом в руке (ассоциация по начальным буквам имени). Одежда, в которой мы представляем Петра, сразу ассоциирует его с профессией адвоката. Чтобы еще лучше запомнить образ, можно добавить больше деталей (например, необычная прическа или выражение лица).

  • Шаг второй: создаем ассоциативную связь между созданными образами.

Например, Петр хочет поймать и защитить Марию, так как ее разыскивает инквизиция по подозрению в колдовстве. Это гротескная связь, которая вряд ли бы была возможна в реальном мире, поэтому наша память не сможет спутать ее с реальным событием.

  • Шаг третий: запоминаем последовательность связей путем построения сюжета.

Теперь нужно придумать конкретное действие, которое свяжет персонажей в определенной последовательности. Это должно быть именно действие, а не статичное изображение, если мы хотим надолго запомнить всю цепочку клиентов в определенной последовательности. Например, мы можем представить, что Петр бежит вдоль береговой линии, выпустив впереди себя петуха, чтобы догнать Марию, которая летит впереди на метле.

  • Шаг четвертый: мысленно визуализируем сцену.

Представляем придуманный сюжет как кино на экране. Получившаяся сцена должна быть яркой, со всеми деталями, которые мы придумали для персонажей. Это позволит запомнить всю цепочку на очень долгое время, если не навсегда.

Метод может показаться сложным, но если каждый раз, когда необходимо запомнить не связанную информацию с разными параметрами (как в описанном примере), вместо зубрежки использовать образы и связи, вы сможете развить свою креативность настолько, что на продумывание сюжета будет уходить несколько минут. Кроме улучшения памяти, это еще и развивает творческие способности, что высоко ценится сегодня в любой профессии.

Другой метод мнемоники называется метод локации (Method of Loci ) , или метод дворца памяти (Memory Palace ) . Его суть в том, что необходимо представить себе очень хорошо знакомое помещение или маршрут и «расставить» данные, которые нужно запомнить, в определенных местах помещения или маршрута, использовав гротескные образы. Пример: предположим, вы должны запомнить список и последовательность покупок. Представьте себе дорогу (место), которую вы знаете во всех деталях. Это может быть ваша комната, дом, путь на работу или в университет. Затем расставьте все объекты из списка покупок на определенных местах, связав их гротескными образами с объектами, которые там уже находятся. Например, «разместите» корову со стаканом молока у двери вашего дома, мысленно «развесьте» стаканчики с йогуртом на заборе. Представьте плавающую рыбу в затопленной автобусной остановке. Вообразите, что, садясь в машину, вы видите цыпленка вместо пассажира на переднем сиденье и т. д. Теперь проделайте в уме известный вам путь из дома на работу: вы выходите, видите забор, идете по улице, видите остановку, садитесь в машину, едете в офис. Создав гротескные образы, вы уже наверняка не запутаетесь, что и в какой последовательности нужно купить.

Уточним, что этот метод хорошо работает, только если вы почти наизусть знаете дорогу или место, которое используете для создания гротескных сцен и запоминания информации. Несмотря на кажущуюся простоту, благодаря этому методу можно запоминать практически неограниченное количество данных в определенной последовательности.

Техники мнемоники многообразны и не ограничиваются методами, о которых мы рассказали. Существуют более сложные методики, такие как численно-буквенный код, ассоциации с помощью рифм и т. п. Они требуют гораздо больше времени и усилий для освоения, но вместе с тем позволяют запоминать большие объемы информации в самых разных областях. Но даже сделав первый шаг и научившись применять ассоциации, вы почувствуете, что память намного улучшилась, стала более ясной. Вы также сможете без труда визуализировать идеи, а это очень полезно в бизнесе и карьере.

Еще одна крайне важная разновидность памяти – фотографическая. Она, вместе со слуховой, зрительной и тактильной позволяет воспроизводить совершенно целостные информационные образы. Увидел – «сфотографировал» для людей с развитой фотопамятью имеет практически прямое значение. Для них процесс запоминания деталей не представляет труда, он происходит непроизвольно, на уровне рефлексов. Представьте себе, человек, бросив один единственный взгляд на композицию, – стол, книжную полку, букет цветов, через время может запросто ответить: сколько приборов лежало на столе и каких именно, много ли было книг на полке и из каких видов цветов был составлен флористический ансамбль. Большинству, у кого фотографическая память не развита, понадобилось бы немало времени, чтобы сосчитать все и постараться запомнить, но и в таком случае не было бы гарантии, что при необходимости данные всплывут.

Развитию фотографической памяти необходимо посвящать максимум времени. Кроме того, что это полезно, это еще и очень интересно. Люди, с детства работающие над своими мнемоническими способностями, в состоянии воспроизводить по памяти целые тома сочинений, причем с такой точностью, как будто они находятся у них прямо перед глазами. Дети с тренированной фотографической памятью всегда хорошо учатся, прекрасно приспосабливаются в жизни. Зачастую им вообще не нужно готовиться к большинству предметов, поскольку они с легкостью могут по памяти восстановить «картинку» или «фотографию» из текста конспекта или учебника и «прочесть» все, что требуется в данный момент.

Что такое фотографическая память?

Многие считают, что фотографическая память – это некий феномен, которым наделено очень ограниченное количество индивидов. Это отчасти соответствует действительности, но только от части. Это такая же способность человеческого мозга, как и масса других и если ее правильно тренировать, то можно достичь невероятных успехов.

Фотографической или эйдетической памятью в психологии принято называть способность человека запоминать информативный визуальный образ без его осмысливания. Увиденные данные трансформируются в просто статичную картинку, слайды, которые при определенных условиях (или при желании вспомнить ассоциативных ситуациях) просто сами по себе всплывают в памяти с первозданной отчетливостью. Хороший пример – страница из телефонного справочника, если ее «сфотографировать» своей памятью, то можно в любой момент воспроизвести изображение и мысленно пройтись по нему глазами в поисках нужного контакта.

Чем фотографическая память отличается от обычной?

Фотопамять отличается от других видов в первую очередь тем, что человек не осмысливает и не анализирует увиденное, он просто запоминает его – делает «фото» в и кладет альбом, а потом при необходимости извлекает и пользуется.

Обычная память основывается на принципах замещения. Информация откладывается в свободные ячейки, более свежие данные замещают устаревшие, поэтому со временем человек многое забывает. Традиционной памяти свойственно уделять особое внимание только эмоционально богатым событиям, значимым.

Фотографическая память же не привязывается к эмоциям, она фиксирует образ, который не зависит от новых событий, не смешивается с ними. Запомненная картинка не всплывает частями – яркими пятнами, а вся целиком и полностью, откуда уже можно выбирать малейшие детали.

Практические приемы для развития фотографической памяти

Тренировать фотографическую память у ребенка весело и интересно, польза будет однозначно для всех участников процесса. Конечно, таких результатов, как у Кима Пика – одного из немногих признанных в мире обладателей совершенной фотографической памяти, достичь вряд ли получится, но стремиться к ним стоит. К слову, Кип Пик стал прообразом одного из главных героев знаменитой драмы Барри Ленвинсона «Человек дождя» – Реймонда, сыгранного Дастином Хоффманом. Ким читал стандартную книжную страницу всего за 4 секунды и при этом запоминал, все, что там было написано. К концу жизни в его «фотоальбоме» было больше 12 тысяч страниц.

Упражнения

  1. Попросите ребенка посмотреть на какой-либо не перегруженный деталями предмет, пусть постарается запомнить все, затем он отворачивается и описывает вам то, что запомнил. По мере улучшения результатов, когда описание начнет полностью совпадать с визуализацией, объекты необходимо усложнять, брать большие по объему, более насыщенные мелкими фрагментами.
  2. Стоя на остановке, смотрите на рекламки и соревнуйтесь, кто больше запомнил телефонов и текстов объявлений.
  3. Леонардо да Винчи очень любил разглядывать стены, невпопад забрызганные краской. В них он пытался находить новые образы, черпал вдохновение для своих гениальных работ. Такую же технику можно применять и для занятий с ребенком – лист бумаги с хаотично нанесенными кляксами, что видим? Еще есть похожая игра с облаками. Выберите денек с хорошими кучевыми облаками, прилягте на травку и работайте с ассоциациями, и какое облако на что похоже. Очень интересно, тем более что форма облаков все время меняется.
  4. Более старшим детям полезно будет позапоминать формулы. Действуя от простого к сложному можно хорошо повысить уровень фотографической памяти.
  5. Посмотрите на небольшой абзац текста, полностью не читая его, а просто охватывая от начала до конца взглядом. Запишите на бумаге все, что запомнили, даже если это просто отдельные слова на разных строках, они как части пазла постепенно сложатся в читабельную картинку. Тренируйтесь и совсем скоро сможете полностью записать абзац.
  6. Запишите цифры в ряд или в столбик – запоминайте и постепенно увеличивайте их количество в ряду или столбце.
  7. Игра найдите пару – одна из самых простых и занимательных. Как она выглядит можно посмотреть на нашем тематическом ресурсе в разделе . На поле, заполненном изображениями, нужно как можно быстрее найти и отметить картинку-близнеца.
  8. Эффективным является чтение слов задом наперед. Начинать нужно с небольших фраз. Через время вы сможете уже бегло читать целые страницы текста. Детям нравится, особенно своеобразное звучание некоторых привычных слов.
  9. Распечатайте небольшой текст на одном листе и такой же, но с добавлением нескольких лишних слов, на другом. Задача: максимально быстро найти лишние слова. Количество лишних слов постепенно увеличивается.
  10. Рассматривайте предмет не менее 5 минут, закройте глаза и воспроизведите увиденное.
  11. Таблички Шульте. В таблицах с хаотично разбросанными цифрами и числами необходимо находить последовательность. Они тоже в полном объеме представлены на .

Вначале, конечно, будет достаточно сложно. Для большей результативности методы необходимо чередовать. В развитии фотографической памяти, как и в остальных, крайне важна регулярность. Успехов!


© 2024
lekarevka.ru - Медицинский портал - Lekarevka