15.08.2023

Помогающие профессии, как не сгореть на работе. Профессии связанные с общением с людьми Психологическая помощь специалистам помогающих профессий


В список профессий, связанных с общением с людьми, можно включить сотни самых разных специальностей – от врачей и учителей до официантов и управленцев.

Средняя заработная плата: 20000 рублей в месяц

Востребованность

Оплачиваемость

Конкуренция

Входной барьер

Перспективы

Профессии, связанные с общением с людьми, многие эксперты считают наиболее сложными. В них далеко не все зависит от знаний и квалификации специалиста - многое решает умение найти подход к человеку и выбрать правильную стратегию поведения для достижения положительного результата.

Профессии, требующие специального образования

Профессии, относящиеся по классификации академика Е. А. Климова к категории «человек - человек», предполагают непосредственное общение между теми, кто оказывает какого-либо рода услуги, и теми, кто их получает. Специальности этой категории отличаются большим разнообразием, их представители работают во всех сферах нашей жизни. Их можно классифицировать по разным признакам, мы же остановимся на показателе обязательности наличия специального образования.

Итак, профессии, связанные с общением с людьми, требующие получения диплома вуза или специализированного ссуза (список составлен в произвольном порядке):

  • Главная задача огромной армия профессионалов этой специальности - передать определенные знания и навыки. И речь идет не только о школьных учителях, но и о воспитателях детских садиков, преподавателях университетов и колледжей, спортивных тренерах, логопедах, дефектологах. В этой сфере чаще всего работают люди, которые искренне любят свое дело, ведь их материальное вознаграждение обычно оставляет желать лучшего.
  • . Персонал больниц, поликлиник, санаториев и оздоровительных центров постоянно находится в контакте со своими пациентами. Основная роль в учреждениях здравоохранения принадлежит врачам, хотя огромный объем работы выполняется медсестрами. Хорошие доктора лечат не болезни, а пациента, поэтому уделяют внимание его проблемам и образу жизни. Количество контактов в течение дня зависит от специализации врача и места его работы. Так, хирург в больнице в основном общается лишь с теми больными, которые находятся у него в стационаре, и их родными, а терапевту в поликлинике приходится иметь дело с гораздо большим потоком тех, кто обращается за медицинской помощью.
  • С начала 2000-х наука о высшей нервной деятельности в России развивается особенно бурно, и после десятилетий непризнания этой профессии в советские времена специалисты получили возможность реализовать свои таланты. Люди еще во многом с недоверием относятся к психологам, опасаясь делиться своими проблемами и предпочитая решать их народными способами. Однако постепенно лед тает, и сейчас поход к семейному психологу уже не считается чем-то зазорным, а специалисты по работе с детьми есть в большинстве крупных школ.
  • Способность найти нужную информацию, получить комментарии экспертов, узнать точку зрения простых людей, умение все это быстро и качественно обработать и предоставить на суд зрителям, читателям, слушателям - вот основные задачи репортеров. Считается, что это работа для молодых, причем вовсе не обязательно иметь диплом журналиста, достаточно любого высшего образования, знаний в какой-либо сфере и умения общаться. От радиожурналистов требуется четкая дикция, а телерепортерам не обойтись без привлекательной внешности. В печатных СМИ важно умение интересно и грамотно излагать свои мысли.
  • . Знание иностранных языков массовым пока не стало, поэтому профессия переводчика остается очень востребованной. Обслуживание политических и бизнес-делегаций, работа в компаниях, имеющих зарубежных партнеров, и последовательный перевод на различных мероприятиях - это неполный перечень обязанностей специалиста. Многие знатоки языков работают гидами интуристов в России или российских путешественников в других странах.
  • Управленец . Руководить коллективом, независимо от его численности, - это особое умение. Работа управленца направлена на организацию деятельности каждого сотрудника с целью достижения его максимальной продуктивности с учетом профессиональных и личных качеств. Если руководитель просто раздает «ценные указания», не прислушиваясь к мнению работников, то со временем у предприятия возникнет проблема с квалифицированным персоналом, решить которую не поможет даже повышение зарплаты.
  • . Это специалист по человеческим ресурсам, или попросту . Любая более-менее крупная компания или организация имеет собственный отдел работы с персоналом, где трудятся профессионалы, главная задача которых - подобрать подходящего сотрудника на вакантное место. Кроме того, они занимаются обучением штатного персонала, разрабатывают систему поощрений и взысканий. Многие фирмы при поиске необходимого работника обращаются в специализированные HR-агентства, имеющие базу кандидатов на разные должности.
  • . Такой человек идет к людям, которые пребывают в сложных жизненных обстоятельствах (болезнь, одинокая старость, неприспособленность к жизни, отсутствие необходимых навыков), и помогает им словом и делом. Нередко соцработникам приходится находить контакт с людьми, которые этого вовсе не хотят (наркоманами, алкоголиками, другими асоциальными элементами).

Представители всех этих профессий, за редким исключением, имеют высшее образование, чаще всего гуманитарное, хотя в случае с управленцами и некоторыми журналистами подойдет и техническое. Что касается учителей и медиков, то они обязаны закончить специализированный вуз или колледж, другие варианты не рассматриваются.

Профессии без высшего образования

На рынке труда есть и другие профессии, связанные с общением с людьми, и чтобы их получить, не надо поступать в вузы. Многие специальности можно освоить самостоятельно прямо на рабочем месте, или же пройдя краткосрочные курсы в учебном центре.

Среди доступных многим профессий можно назвать такие:

  • . Сотни тысяч молодых людей, в первую очередь девушек, начинают свою трудовую деятельность в магазинах. Обаяние, улыбка, умение найти подход к потенциальному покупателю, завоевать его доверие - все это способствует увеличению продаж, а от их объема зависит заработная плата сотрудника. Консультант обязан назубок знать реализуемый ассортимент, все мельчайшие свойства предлагаемого товара, его достоинства и недостатки.

Это далеко не все профессии, связанные с обязанностью общаться с людьми. Список могут продолжить спасатель, библиотекарь, туристический агент, почтальон, консультант, экскурсовод, рекламист. Перечень специальностей очень велик, и он продолжает расширяться.

Где лучше учиться

Высшее образование по профессиям, предусматривающим работу с людьми, можно получить в классических и гуманитарных университетах. Сейчас многие вузы, даже технические, стремятся ввести в свои учебные программы специальности для широкого круга абитуриентов, чтобы привлечь молодых людей с разными способностями. Конкурс напрямую зависит от престижности вуза и конкретного профиля обучения. Так, на переводчика или врача поступить сложно, гораздо проще стать учителем или юристом.

Более быстрое вхождение в профессию обеспечивают средние специальные учебные заведения. Те, кто хочет пораньше начать работать, подают документы в ссузы, которые специализируются на разных профилях подготовки. Медицинские и педагогические училища, колледжи сферы обслуживания никогда не пустуют. А для видов деятельности, в которых нужен минимум специальных знаний, работодатели организовывают обучение непосредственно на рабочем месте под руководством опытных сотрудников или направляют новичков в учебные центры по подготовке персонала.

Кому подходят

Работа с людьми подходит тем, кто открыт внешнему миру, то есть . Они легко входят в контакт, сопереживают, стремятся помочь и ищут варианты, как сделать это лучше в таких профессиях будет тяжело, они все время будут чувствовать себя не в своей тарелке и сомневаться в собственном выборе.

Для работы с людьми необходимо иметь такие качества:

  • коммуникабельность;
  • терпеливость и самоконтроль;
  • вежливость и толерантность;
  • способность слушать другого человека и понимать его проблемы;
  • доброта и готовность помочь;
  • эмоциональная устойчивость;
  • умение аргументировано отстаивать свою позицию;
  • инициативность и ответственность.

Плюсы профессий, связанных с общением, - возможность реализовать свой потенциал, благодарность со стороны потребителей услуг. Минусы - стрессы и психологические перегрузки, высокий уровень ответственности и не всегда высокие зарплаты.

Сколько получают

У большинства представителей «коммуникабельных» профессий доходы невелики. На их величину влияет ряд факторов: место проживания, специальность, должность, стаж работы. Например, учителя в Москве в среднем зарабатывают около 70 тысяч рублей в месяц, в Санкт-Петербурге - 65 тысяч, а в небольших городках приходится довольствоваться 15-20 тысячами рублей. Среди врачей ситуация схожая: в столицах платят 60-70 тысяч рублей, в провинциях - от 20 до 30 тысяч.

Некоторые специальности, связанные с работой с людьми, оплачиваются лучше. В первую очередь можно говорить о руководителях, оклады которых выше. В частном секторе услуги управленцев оцениваются по договоренности, кроме того, по контракту им полагаются дополнительные бонусы за увеличение прибыли компании. Также востребованы услуги переводчиков, которые могут получать от 40 до 80 тысяч рублей в зависимости от иностранного языка, которым они владеют.

Перспективы профессии

Современная экономика приобретает все больше признаков постиндустриальной модели. Новые технологии, компьютерные системы и интернет занимают все большую долю в национальных ВВП, а вскоре к этому перечню добавится искусственный интеллект. Растет количество услуг, которые предполагают взаимодействие людей между собой. По мнению экспертов, в ближайшие десятилетия будут активно развиваться сферы образования, здравоохранения, отдыха и развлечений.

С каждым числом связана определенная группа профессий.
Например: дата рождения 25.12.1983
Число: 25=2+5=7
Месяц: 12=1+2=3
Год рождения: 1983=1+9+8+3=21=2+1=3
25.12.1983=(2+5)+(1+2)+(1+9+8+3)=7+3+3=1 3=1+3=4
Если у Вас получается двузначное число, то надо сложить цифры, чтобы получить однозначное.
Например: 10=1+0=1
Число 4- это личный код.
1.Сфера деятельности : Руководители разного ранга.Творческие люди.Организаторы.Подойдет активная, подвижная, разнообразная работа, где виден результат, где можно проявить решительность, ответственность, внедрять новые идеи, новый подход.

Профессии:Банкиры,менеджеры,секретари,вр ачи,государственные служащие, общественные деятели,ювелиры,артисты,художники.

Цель:Стремление найти и реализовать себя.

2.Сфера деятельности: Профессии,связанные с помощью и заботой о других.Подходит работа в социальной и обслуживающей сфере, где есть общение с людьми.

Профессии:Медики,социальные работники,деятели искусства,путешественники,философы,работ ники сферы обслуживания,домохозяйки,фермеры,актеры.

Цель:Развитие чувств и фантазии.Желание быть любимым и популярным.

3.Сфера деятельности: Медицина,технические профессии,умение действовать самостоятельно.Подойдет любое дело, которое требует изобретательности, умственного напряжения.

Профессии:Менеджеры,военные,таможенники,х ирурги,спортсмены,рабочие специальности,бизнесмены,сотрудники МЧС,автогонщики,журналисты,системные администраторы.

Цель:Направить силу и энергию на свою реализацию,а также людей,нуждающихся в помощи и защите.

4.Сфера деятельности: Любое дело,где требуется внимание к деталям,производство чего-то материального,а также работа, связанная с охраной и контролем.
Профессии:Аналитики,журналисты,учителя,а дминистраторы,продавцы,делопроизводители,
целители, работники информационных служб,торговые представители,врачи,строители.
Цель:Сбор,анализ,передача знаний и информации.Поиск новых познаний и новых путей.

5.Сфера деятельности: Профессии,связанные с международным обменом информации,командировками.Работа, где можно проявить себя, свои организаторские способности.
Профессии:Юристы,рекламные агенты,финансисты,государственные чиновники,психологи,писатели,гиды,перево дчики,ученые,учителя,предприниматели,мен еджеры.
Цель:Стремление к истине,к высшему познанию.

6.Сфера деятельности: Все сферы искусства,профессии,требующие общения с людьми.Работа, связанная с учебными заведениями, общественными организациями, медициной.

Профессии:Косметологи,дизайнеры,дипломат ы,адвокаты,врачи,рестораторы,фотографы,б анковские служащие,музыканты,художники,писатели,ар тисты,ювелиры.

Цель:Привносить в мир и сохранять в нем красоту,искусство и гармонию.

7.Сфера деятельности: Все ответственные должности и работа в общественной сфере.Профессии,требующие сосредоточенности,терпения и большой выдержки.

Профессии:Консультанты,стилисты,риэлторы,с троители,юристы,психологи,продавцы,работ ники банка,фермеры,шахтеры,администраторы, работники охраны правопорядка,врачи,историки,чиновники,ди зайнеры.

Цель:Развитие личности,ради обретения самостоятельности и независимости,умение распознавать истину.

8.Сфера деятельности: Профессии,где требуются творческие способности,изобретательность.Имеют талант управителя во всех видах деятельности, особенно в сфере бизнеса и финансовых операций.

Профессии:Маркетологи,финансисты,изобрет атели,специалисты в области атомной энергетики,социальные работники,автомобилисты,механики,инженер ы,учителя,танцоры,медики,рекламщики.

Цель:Демократия,свобода и соблюдение прав человека.

9.Сфера деятельности: Любая деятельность,требующая высшей интуиции и воображения.Работа, где есть возможность продемонстрировать свои способности, знания, где можно делиться знаниями, использовать их для блага окружающих.

Профессии:Фармацевты,химики,ученые,музык анты,поэты,актеры,целители,работники нефтяной промышленности,моряки,частные детективы,социальные работники,психологи,юристы.

Цель:Обретение подлинной духовности,преодоление своего "Я".

ББК Ч 448.90

ГСНТИ 15.81.70

Код ВАК 19.00.07

Сорокоумова Светлана Николаевна,

доктор психологических наук, профессор кафедры педагогики и психологии, Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет; 603950, г. Нижний Новгород, ул. Ильинская, д. 65; e-mail: [email protected]

Исаев Вадим Павлович,

аспирант кафедры педагогики и психологии, Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет; 603950, г. Нижний Новгород, ул. Ильинская, 65; e-mail: [email protected]

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: социономические профессии; студент; врач; практический психолог; морально-нравственные качества специалиста; помогающая деятельность.

АННОТАЦИЯ. Описаны специфические особенности деятельности будущих специалистов соционо-мического профиля. Особое место занимают профессии врача и практического психолога, обсуждаются духовно-нравственные качества специалистов как основы их профессиональной деятельности.

Sorokoumova Svetlana Nikolayevna,

Doctor of Psychology, Associate Professor, Professor, Chair of Pedagogy and Psychology, Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering, Nizhny Novgorod, Russia.

Isaev Vadim Pavlovich,

Post-graduate Student of the Chair of Pedagogy and Psychology, Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering, Nizhny Novgorod, Russia.

KEY WORDS: socionomic profession; a student; a doctor; a practicing psychologist; the moral quality of a specialist; helping activity.

ABSTRACT. Specific characteristics of the activity of future specialists in socionomic sphere are described. A special place is occupied by the profession of doctor and practical psychologist; spiritual and moral qualities as the basis of their professional career are discussed.

СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОМОГАЮЩИХ ПРОФЕССИЙ

SPECIFICITY OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF HELPING PROFESSIONS EXPERTS

оциономические или помогающие профессии (от лат. - общество) -

«важно говорить о том, к каким характеристикам человека - индивидным, возрастнополовым; личностным; социально-психологическим; субъектным обращено внимание исследователя» (5). Автор считает, что «в качестве характеристик, отражающих предмет труда представителей социономи-ческих профессий, можно выделить: элементы внешнего облика человека (рост, телосложение, осанка, одежда, прическа); элементы экспрессии (мимика, пантомимика, интонация речи); характеристики социально-групповой принадлежности (пол, возраст, один человек, постоянная группа людей, коллектив, поток людей); свойства личности (отношение к людям, общие, специальные способности, потребности, интересы); особенности психических состояний; характеристики познавательных и эмоционально-волевых процессов» (5).

это профессии, предполагающие в процессе деятельности общение типа «человек-человек» (например, продавец, учитель, менеджер, юрист и т. д.).

Среди социономических, или помогающих, профессий существуют те, которые востребованы всегда: это специальности с высокой текучестью кадров, сложными и напряжёнными условиями труда и т. д. К таковым относятся многие медицинские специальности, в особенности среднее звено

Медицинские сёстры, фельдшеры и акушеры. Не менее востребованы социальные работники, педагоги и воспитатели, которые, к сожалению, не отличаются высоким уровнем заработной платы. Помогающие профессии далеко не всегда попадают в разряд популярных и высокооплачиваемых.

Специфика социономических профессий заключается в том, что человек или общность людей здесь не выступают как социальная среда, условие деятельности, а рассматриваются в качестве объекта и предмета деятельности. Анализируя предмет труда представителей социономических профессий, Р. Д. Каверина отмечает, что

В качестве критериев, позволяющих отнести профессию к группе социономиче-ских, выступают также: цели деятельности (например, управление, оценивание, контроль, воспитание, обслуживание); средства деятельности (вербальные, невербальные формы воздействий, опосредованные и непосредственные контакты); условия труда

© Сорокоумова С. Н., Исаев В. П., 2013

(технико-экономические, режимно-гигиенические, социально-психологические), функции, осуществляемые работником.

Социономические профессии отличаются отсутствием жестких и единых требований к продукту труда, самому процессу профессиональной деятельности. Одновременно с этим к представителям данных профессий предъявляются повышенные требования, поскольку объектом труда являются другие люди. В связи с особым объектом труда у специалистов социономиче-ских профессий возникают и соответствующие функции.

Р. Д. Каверина считает, что «в качестве основных и наиболее важных функций работника профессий типа «человек-человек» следует рассматривать оценку состояния социальных объектов, руководство людьми, обучение, воспитание, информационное, социально-бытовое, медицинское обслуживание людей» (5).

Таким образом, специфика социального объекта и предмета деятельности, а также различие в осуществляемых человеком функциях позволяют говорить о том, что класс социономических профессий является неоднородным и включает в себя разные типы профессий, предъявляющие к человеку различные психологические требования.

Социономические профессии предполагают и особый тип взаимодействии, так называемое «помогающее поведение». К. Роджерс помогающими называет такие отношения, в которых «...по крайней мере одна из сторон намеревается способствовать другой стороне в личностном росте, развитии, лучшей жизнедеятельности, в умении ладить с другими» (2).

Элементы помогающей деятельности могут быть включены во многие социальные ситуации - например, когда руководитель фирмы заботится о своих подчиненных, продавец консультирует клиента, пассажир объясняет другому, как добраться до места.

Lawrence M. Brammer и Ginger MacDonald выделяют структурированную и неструктурированную помогающую деятельность. К структурированной относится помогающая деятельность как профессия и волонтерская работа. К неструктурированной - дружба, семья, общество (например, в форме групп самопомощи) (15).

Помощь универсальна и присутствует везде, где люди вступают друг с другом в отношения.

Особенностью социономических профессий является то, что «помогающая деятельность» становится главным элементом профессиональной деятельности. То есть неструктурированная помощь становится

структурированной (иначе говоря, помогающая деятельность становится помогающей профессией), когда субъект помогающей деятельности начинает осознанно и целенаправленно применять специальные знания и навыки.

Профессии психолога, менеджера, педагога, врача, социального работника, согласно классификации Е. А. Климова (6), относятся к группе социономиче-ских профессий, профессий типа «человек-человек», где ведущим предметом труда является другой человек.

Мы остановимся на рассмотрении профессиональной деятельности специалистов социономических профессий, чья деятельность как форма самореализации личности обусловлена морально-этическими принципами по отношению к своему объекту, то есть профессий, имеющие деонтоло-гический статус.

Деятельность специалиста социономи-ческой профессии направлена на достижение таких общественных идеалов, как благополучие, здоровье, высокое качество жизни, развитие личности, получение образования и т. д.

Примером такого рода профессий являются деятельность практических психологов и медицинских работников. Мы посчитали возможным рассматривать эти две специальности, относящиеся к социономи-ческим профессиям, ввиду того что объектом деятельности данных специалистов является человек, обратившийся за помощью.

Межличностный контакт в работе врача и психолога затрагивает важнейшие ценности человеческого бытия - жизнь, физическое и психическое здоровье, права человека, поэтому личность специалистов данного профиля - важнейший инструмент профессиональной деятельности.

Отношения учителя и ученика, психотерапевта и клиента, врача и больного содержат в себе массу неклассифицируемых и неизмеряемых явлений: сочувствие, личная вовлеченность, намерения, интуиция, человечность.

Большинство исследователей проблемы эффективной профессиональной деятельности специалистов социономических профессий обращают внимание на наличие определенных специальных способностей к данному виду деятельности. К общим склонностям относятся: позитивное восприятие мира; альтруистическая направленность; желание работать с людьми и для людей; умение слушать и слышать собеседника, а также самому ясно и последовательно излагать свои мысли; умение знакомиться и общаться с новыми людьми; же-

лание и склонность организовывать деятельность других людей и т. д.

К профессионально значимым качествам относятся: эмоциональная устойчивость; эмпатия; рефлексия; наблюдательность; внимательность; быстрота принятия решений; организаторские и коммуникативные способности.

Помимо общих склонностей и профессионально значимых качеств для успешной деятельности представители социономиче-ских профессий должны обладать определенным набором морально-нравственных качеств. Л. М. Поповым были разграничены те качества, которые обуславливают направленность человека в сторону добра или зла (13). К первым были отнесены смирение, раскаяние, самовоспитание, гуманность, скромность, великодушие, ответственность, честность и др. Ко вторым - коварство, хамство, эгоизм, аморальность, цинизм, зависть, беспринципность и др.

Наличие эмоционального отношения может являться важным условием для успешного профессионального процесса, приносящего удовлетворение и потребность в дальнейшей деятельности.

Е. П. Ермолаева отмечает, что «в социально значимых профессиях, в комплексе нормативных требований центральное место занимают этико-деонтологические требования к профессионалу...». Для социономов «важны как гласные, формализованные этические нормы, так и негласные, неформальные, не зафиксированные в документах, но реально существующие и предъявляемые профессионалу его окружением» (4).

Так, А. А. Водяха, исследуя ценностносмысловые компоненты профессиональной идентичности врача, отмечает, что «характер профессиональной деятельности врача обусловлен совокупностью его личностных качеств, его ценностными ориентациями и интересами, которые оказывают решающее воздействие на формируемую им систему отношений. В процессе профессиональной деятельности человека происходит окончательное закрепление тех или иных ценностей в структуре его индивидуальности» (1).

Успешно осуществлять профессиональную деятельность в помогающих профессиях, не испытывая сочувствия, сопереживания и сострадания к человеку, обратившемуся за помощью, невозможно.

О. Н. Доценко отмечает, что «наиболее выражена значимость эмоциональных переживаний, которые человек испытывает в процессе профессиональной деятельности, в работе врача и учителя, . посредством эмоциональных переживаний человек субъективно выделяет события, которые за-

трагивают его ценностные ориентации и устремления» (3).

В. В. Милакова отмечает, что «базовой характеристикой, «фундаментом» помогающих профессий социономического типа является просоциальная активность личности, берущая свое начало в обыденной, повседневной жизни, однако успешно преобразовавшаяся через комплекс мотивов в профессиональную деятельность» (10).

Говоря о психологических особенностях, можно сказать, что они выражены в ценностях, таких как активная жизнь, жизненная мудрость и опыт, интересная работа, постоянное развитие и творчество, а важным мотивом выбора профессии будет выступать стремление к самосовершенствованию, самореализации, а также желание добиться признания и уважения (11).

Среди мотивов выбора социономиче-ских профессий наиболее часто встречаются: личные склонности, династическая принадлежность (врачи, учителя), престижность (менеджер, юрист). В идеальном представлении в иерархии потребностей и мотивов педагогов, врачей, психологов и т. п. материальная составляющая отходит на задний план. «Стремление представителей помогающих профессий сделать мир «светлее и чище», является самой адекватной мотивацией работы. Один из нюансов заключается в том, что если к внутренней мотивации добавить еще и внешнюю, то эффективность работы будет снижаться» (7).

Н. В. Кочетков обращает внимание на то, что созданные современные экономические условия в России могут привести к ухудшению качества работы данных специалистов за счет увеличения количества учащихся, пациентов и т. д. с целью получения материальной выгоды.

Деятельность настоящего профессионала обязательно включает в себя «компоненты научной компетентности и добродетели» (12).

Так, для врача как представителя самой гуманной профессии имеется определенный свод морально-нравственных правил, от соблюдения которых напрямую зависит успешность лечения.

Духовно-нравственное сознание врача повышает ценность общения между врачом и больным и обладает большими психотерапевтическими возможностями. «Морально-этическое чувство долга, развитое эмоциональное восприятие, которое формируется врачебной этикой и эстетикой на основе принципов медицинской психологии - важнейшие факторы гуманизма медицины. Духовно-нравственный идеал в здравоохранении культивирует у врача эмоциональную восприимчивость, честность и чуткость,

без которых невозможны взаимоотношения врача и больного. Культура чувств, сопереживание, выполнение долга - все это составляет морально-эстетическую основу профессии врача» (8).

Роберт Вич (1992) описал четыре модели отношений «врач-пациент»: техническую, патерналистскую (сакральную), коллегиальную и контрактную (14). Впоследствии к ним добавилась пятая (договорная) модель.

Патерналистская (от латинского pater - отец) характеризуется тем, что медперсонал относится к пациентам как родители относятся к своим детям, при этом они берут большую часть ответственности на себя;

Инженерная модель характеризуется тем, что выявляются и восстанавливаются какие-то функции и устраняются поломки в организме пациента; межличностный аспект здесь почти целиком игнорируется;

Коллегиальная модель характеризуется полным взаимным доверием медперсонала и пациентов; стремясь к общей цели, врач или медсестра становятся друзьями больного;

Контрактная модель выглядит как юридически оформляемый договор с пациентом, именно эта модель предполагает последовательное уважение прав пациента;

Договорная модель представляет собой сплав положительных особенностей двух предыдущих моделей. Договор врача и пациента строится на принципах взаимного согласия и доверия, поэтому врач не может расторгнуть его в одностороннем порядке. Такая модель менее формальна и более человечна. Она подразумевает моральную чистоплотность и пациента, и врача.

В технической и патерналистской моделях врачебное сознание и деятельность деэтизируются, а морально-нравственные нормы - деформируются.

Деэтизация и дегуманизация профессионального сознания и деятельности специалистов социономических профессий деформирует их моральные установки и препятствует нахождению правильных ответов на вопросы морали. Людям становится

труднее исполнять свои моральные обязательства по отношению к коллегам, пациентам, ученикам и их родственникам.

В контексте помогающей деятельности часто говорится об особых явлениях, характерных только для определенных профессий, например, об эмоциональном выгорании. В этом случае помогающая профессия выступает как специфический вид деятельности, по самой своей сути отличающийся от всех остальных.

Н. В. Марьясова отмечает: «Одной из широко обсуждаемых тем является так называемое «самосгорание» - понятие, включающее в себя спектр психологических проблем у лиц помогающих профессий. Неосуществленные ожидания вызывают кризис, который проявляется двояко: личность продолжает выполнять порученное, превозмогая возрастающее истощение, либо начинает действовать автоматически, соответственно своей социальной роли врача, учителя, священника. Основой помощи при подобных состояниях является принятие личностью «позитивной оставленности», что соответствует традиционному «преданию себя Божией воле»» (9).

Возможно, принцип «предания себя Божьей воле», и есть тот механизм, который помогает человеку быстрее преодолеть конфликт между «реальным и идеальным», пережить несбывшиеся ожидания. Но, с другой стороны, прямое следование данному принципу может привести к развитию в человеке бездействия, безинициативности. Для сохранения профессиональной активности необходима «золотая середина», которая достижима только с опорой на большой духовно-нравственный опыт.

Таким образом, мы понимаем профессиональную деятельность специалистов со-циономических профессий как деятельность, при которой профессиональные компетенции осознанно используются специалистом (при непосредственном взаимодействии с человеком, обратившимся за помощью) с целью оказания физической, социальной и психологической помощи для улучшения качества его жизнедеятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Водяха А. А. Ценностно-смысловые компоненты профессиональной идентичности врача: авто-реф. дис. ... канд. психол. наук. Хабаровск, 2009.

2. Гришина Н. В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности. СПбГУ, 2009.

3. Доценко О. Н. Эмоциональная направленность представителей социономических профессий с различным уровнем выгорания: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2008.

4. Ермолаева Е. П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 4.

5. Каверина Р. Д. Мир профессии. Человек - техника. М. : Мол. гвардия, 1988.

6. Климов Е. А. Некоторые психологические проблемы подготовки молодежи к труду и выбору профессии // Вопросы психологии. 1985. № 4.

7. Кочетков Н. В. Помогающие профессии в новых экономических условиях. URL: http://scepsis.net/library/id_3322.html

8. Лисицын Ю. П., Изуткин А. М., Матюшин И. Ф. Медицина и гуманизм. М. : Медицина, 1984.

9. Марьясова Н. В. Духовность в жизни человека: учеб. пособие. Хабаровск: ДВГУПС, 2007.

10. Милакова В. В. Психологические особенности профессионального самоопределения будущих специалистов помогающих профессий социономического типа: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Астрахань. 2007.

11. Муртазин И. Новый поворот в «Деле Макарова» // Новая газета. 2011. № 125.

12. Положение о деятельности воскресных школ (для детей) русской православной церкви на территории Российской Федерации. Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. 2012.

13. Попов Л. М. Добро и зло в этической психологии личности. М. : Институт психологии РАН, 2008.

14. Delamare le deist F., Winterton J. Что такое компетенции? / Пер. с англ. Я. Ю. Епутаев (2008). URL: http://www.hr-portal.ru/article/chto-takoe-kompetencii

15. Lawrence M. Brammer, Ginger MacDonald, Helping Relationship, The: Process and Skills, изд-во Allyn and Bacon, 1998.

Никакие отношения между людьми нельзя полностью уложить в формулы и схемы. Отношения родителя и ребенка, учителя и ученика, психотерапевта и клиента, врача и больного содержат в себе массу неклассифицируемых и неизмеряемых явлений: сочувствие, личная вовлеченность, намерения, интуиция, человечность… В исследовательских целях приходится упрощать и приземлять реальность, но помощь друг другу всегда будет независимой от классификаций основой человеческих отношений.
Для некоторых из нас помогать становится профессией.
В последнее время понятие "помогающая профессия" встречается все чаще, обозначая весьма широкий круг специальностей. К спектру "помогающих" иногда относят не только профессии, связанные с медициной, психологией, преподаванием и социальной работой, но и такие, как полисмен, юрист, экскурсовод. Может сложиться впечатление, что помогающими называют практически все профессии типа "человек-человек". С другой стороны, в контексте помогающей деятельности часто говорится об особых явлениях, характерных только для определенных профессий, например, об эмоциональном выгорании. В этом случае помогающая профессия выступает как специфический вид деятельности, по самой своей сути отличающийся от всех остальных. В настоящей статье представлена попытка уточнить понятие помогающей профессии как в научных, так и в практических целях.
Прежде всего установим соотношение понятий "помогающая профессия" и "помогающая деятельность". Самый общий признак помогающей деятельности (необходимое, но недостаточное условие) - взаимодействие с другим человеком. Но это не субъект-объектное взаимодействие, а особого рода отношения. Возьмем за отправную точку определение помогающих отношений, данное К.Роджерсом. Помогающими он называет такие отношения, в которых "…по крайней мере одна из сторон намеревается способствовать другой стороне в личностном росте, развитии, лучшей жизнедеятельности, в умении ладить с другими" [цит. по 1].
Таким образом, помогающая деятельность - это взаимодействие между людьми, в основе которого лежат помогающие отношения. Понятно, что элементы помогающей деятельности могут быть включены во многие в целом "непомогающие" занятия - например, когда руководитель фирмы заботится о своих подчиненных, продавец консультирует клиента, пассажир объясняет другому, как добраться до места. Помощь универсальна и присутствует везде, где люди вступают друг с другом в отношения.
Lawrence M. Brammer и Ginger MacDonald выделяют структурированную и неструктурированную помогающую деятельность. К структурированной относится помогающая деятельность как профессия и волонтерская работа. К неструктурированной - дружба, семья, общество (например, в форме групп самопомощи) . Оба вида помощи остаются основанными на все тех же помогающих отношениях. Неструктурированная помощь становится структурированной (иначе говоря, помогающая деятельность становится помогающей профессией), когда субъект помогающей деятельности начинает осознанно и целенаправленно применять специальные знания и навыки.
Само собой разумеющимся считается, что помогающие отношения осуществляются при непосредственном контакте "помогающего" с "помогаемым". Однако в этом случае некоторые виды деятельности автоматически попадают в список помогающих, таковыми при этом не являясь. Например, писатель через свои произведения может намереваться способствовать своим читателям "в личностном росте, развитии, лучшей жизнедеятельности, развитии зрелости, в умении ладить с другими людьми". Но отсутствие непосредственного контакта с принимающей стороной, неотъемлемого для "классических" помогающих профессий, не позволяет причислить профессию писателя к числу помогающих, несмотря на формальное соответствие определению К.Роджерса. Следовательно, в определение помогающей профессии следует ввести указание на непосредственный характер взаимодействия (общение человека с диспетчером на телефоне доверия можно считать непосредственным, поскольку оба они одновременно присутствуют в помогающем процессе).
Суммируя все вышесказанное, можно предложить следующую схему соотношения обсуждаемых понятий:


Рис.1. Схема соотношения понятий помогающие отношения, помогающая деятельность и помогающая профессия


Следует подчеркнуть, что улучшение функционирования человека является основной целью деятельности для помогающего профессионала, а не побочным эффектом какой-либо другой деятельности. Это ограничение исключает из списка помогающих значительную часть профессий типа "человек-человек" - продавцов, библиотекарей и т.д., которые могут, как и профессия писателя, формально оказаться помогающими.
Итак, можно дать следующее определение профессиональной помощи: это деятельность, при которой профессиональные знания и навыки осознанно используются для непосредственного взаимодействия с человеком - объектом помогающей деятельности, с целью способствовать ему в личностном росте, развитии, лучшей жизнедеятельности, в умении ладить с другими.
В соответствии с предложенным определением можно ввести классификацию помогающих профессий.



Рис.2. Классификация помогающих профессий по основаниям направленности воздействия и основной цели воздействия


Пояснение к рисунку: воздействие помогающего специалиста может быть направлено главным образом на тело или на психику; основной целью может стать либо сохранение здоровья, либо психическое и психологическое развитие. В соответствующих квадрантах приведены примеры помогающих профессий.

Литература
1. Н.В.Гришина. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы//Проблемы самореализации личности, под ред. Е.Ф.Рыбалко, Л.А.Коростылевой, выпуск 1, СПбГУ, 1997.
2. Lawrence M. Brammer, Ginger MacDonald, Helping Relationship, The: Process and Skills, изд-во Allyn and Bacon, 1998.

Хотите счастья? Тогда смените свой дорогой костюм директора по маркетингу или IT на телогрейку крановщика или рясу священника. Американский Forbes со ссылкой на Christian Science Monitor называет десять самых счастливых профессий мира.

1. Духовенство. Самыми счастливыми оказываются люди, наиболее отдаленные от мирской суеты.

2. Пожарные. 80% пожарных говорят, что очень довольны своей работой. Они чувствуют, что помогают людям.

3. Физиотерапевты. Постоянное общение с людьми и ощущение, что ты помогаешь, делают эту профессию одной из самых счастливых.

5. Коррекционные педагоги, учителя дефектологи (те, кто учат людей с инвалидностями). Если мечтаете не о горах денег, а о счастливой работе, можете стать наставником для людей, которые немного отличаются от других.

6. Учителя. Простые педагоги довольны своей работой, хотя в образование сейчас идет мало денег даже в Штатах. Но молодые все равно идут в профессию и чувствуют себя счастливыми людьми.

7. Люди искусства. Скульпторы, живописцы и другие творческие личности говорят, что довольны своей работой, несмотря на многие тяготы жизни и частое безденежье.

8. Психологи. Психологи не всегда способны решить проблемы пациентов, но, похоже, своих тараканов в голове они усмирить умеют.

9. Агенты по продаже финансовых услуг. 65% людей этой профессии довольны своей работой. Возможным объяснением может служить тот факт, что многие из них зарабатывают $90 тыс., работая всего по 40 часов в неделю в комфортных офисах.

10. Инженеры по эксплуатации. Еще бы не быть счастливым, когда на работе тебя ждут «большие игрушки» ― бульдозеры, фронтальные погрузчики, экскаваторы, краны, большие насосы и все в таком духе. К тому же часто оказывается, что вакансий в этой сфере больше, чем квалифицированных кадров, поэтому счастье людей этой профессии вполне понятно.

А вот список самых ненавистных должностей. Любопытно, что люди из этого списка зарабатывают гораздо больше и обладают более высоким социальным статусом. Но они находятся в плену иерархической бюрократии, поэтому видят мало смысла в том, чем занимаются.

1. IT-Директора (CIO)

2. Директор по продажам и маркетингу

3. Продакт-менеджер

4. Ведущий веб-разработчик

5. Технический специалист

6. Электротехник

8. Специалист технической поддержки

9. Оператор станка

10. Менеджер по маркетингу

В New York Times была заметка, в которой автор утверждает, что «жизнь становится осмысленной, когда человек чувствует себя полезным». Возможно, в этом и есть различие между счастливой и ненавистной работой.

Много ли у вас знакомых, чья работа приносит пользу другим?


© 2024
lekarevka.ru - Медицинский портал - Lekarevka